Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Испытание климатом
Публикации в СМИ
15.02.2010 Журнал «D`»

Испытание климатом

Коллеги - подлые интриганы и начальник, который развлекается прицельным метанием канцелярских принадлежностей в сотрудников, очень может быть, посланы свыше для того, чтобы повысить вашу стрессоустойчивость. Так что не спешите увольняться.

Текст: Инга Коростылева

Интриги и сплетни, недоверие и разобщенность, подсиживание и недобросовестная конкуренция, даже шпионаж - постоянные спутники офисных будней. И нет такой корпоративной культуры, которая гарантированно спасла бы коллектив от морального разложения. Большинство россиян предпочитают бежать прочь из компании, в которой сложилась затхлая эмоциональная среда. Во всяком случае, об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Superjob.ru, согласно которым 91% наших соотечественников считают неблагоприятный психологический климат достаточным поводом для увольнения. Респонденты намекнули, что к такому решению их подвел печальный жизненный опыт: кое-кто из опрошенных даже считает, что около 75% всех заявлений «по собственному» пишутся именно по этой причине.

Бери выше

Рыба гниет с головы, а за атмосферу в коллективе отвечает начальник. В основе подавляющего большинства конфликтов лежат неграмотные управленческие решения. «Проблемы появляются тогда, когда между департаментами выстроена неправильная коммуникация, - считает директор инвестиционно-банковской практики компании Morgan Hunt Арамис Каримов. - Необходимо четко прописать бизнес-процессы, распределить полномочия, вовремя ставить задачи - в противном случае между сотрудниками возникнут разногласия. Даже если в конфликт вовлечены только руководители, рядовые специалисты все равно будут чувствовать на себе давление».

В юридической компании средней руки полгода шли военные действия - над столами в прямом смысле слова летали тяжелые предметы. «Задачи двух соседних подразделений отчасти пересекались, и начальник каждого старался получить лишний контракт, - вспоминает Екатерина Шумилкина, одна из участниц конфликта. - Оба шефа - люди харизматичные, были кумирами своих подчиненных, и последние не жалели сил в борьбе с конкурентами. Конфликт закончился массовой дракой на глазах у клиентов. Тогда владелец компании уволил руководство и назначил новое - из числа воздержавшихся от склок сотрудников. Через три месяца мы все вместе праздновали Новый год и не могли понять, что раньше так раздражало нас друг в друге». Вина за этот инцидент лежит не только на начальниках двух противоборствующих отделов, но и на главном руководителе - владельце компании: он не только неверно распределил полномочия между отделами, но и не смог вовремя остановить разрастающийся конфликт.

Именно своим бездействием босс часто наносит непоправимый вред атмосфере в коллективе подопечных. «Начальство так или иначе занимается подбором персонала, и именно оно отвечает за скорейшую адаптацию новичков, - уверена директор по работе с персоналом холдинга АНКОР Яна Лейкина. - Часто, видя, что отношения между сотрудниками не складываются, руководитель нанимает яркого, сильного работника, искренне надеясь, что он исправит ситуацию. Но появление в коллективе неформального лидера, как правило, лишь обостряет конфликт».

Примеров тлетворного влияния особо активных сотрудников и «серых кардиналов» на атмосферу в компании не счесть. Известен случай, когда новичок, молодой человек ангельской наружности, нарушил рабочий климат целой компании. В первый же месяц ему удалось собрать солидную группу поддержки - в основном из женщин за сорок. Когда наметился конфликт с начальником соседнего отдела, вся дамская часть коллектива, в том числе непосредственный шеф, горой встала на его защиту. «Это было похоже на партию в шахматы, где наш Юра виртуозно передвигал фигуры - дам из статистического и бухгалтерского отделов, а соперник в бессильном гневе раз за разом опрокидывал доску», - вспоминает Михаил Асташкин, коллега вероломного работника. После нескольких месяцев склок и скандалов главного зачинщика ссор и нескольких особо активных его приспешников уволили, когда выяснилось, что финансовые показатели снизились почти в полтора раза.

Однако не всегда причиной проблем в коллективе становится открытый конфликт. «Благоприятный психологический климат формируется тогда, когда перед персоналом стоят четко сформулированные цели и задачи и каждый сотрудник понимает, что именно нужно сделать для их достижения, - продолжает Яна Лейкина. - Прозрачность, понятность и предсказуемость - это залог здоровой рабочей атмосферы». Нарушение любого из этих правил может повлечь за собой печальные последствия. «Некоторое время я работала в большой дизайнерской компании - людей было явно больше, чем требовалось, поэтому у нас было очень много свободного времени, - вспоминает Наталья Кошелева. - Однако посещать офис было необходимо. Мы просто томились, запертые в четырех стенах, а когда приходило время работать, подолгу не могли сосредоточиться. Никто не ссорился, но климат в коллективе совершенно не располагал к труду. Это отражалось и на доходах, и на результатах. В итоге мы случайно завалили крупный проект - и нас разогнали, причем с соответствующей записью в трудовой».

Большой секрет компании

Небольшие компании, выстроенные по «семейному» типу, особенно часто страдают от внутренних конфликтов - это группа риска. «Если корпоративная культура закрыта, приток новых кадров идет только на низовые позиции, в организации нередко появляется дедовщина», - замечает Яна Лейкина. В таких структурах, как правило, есть люди, приближенные к начальству, «члены семьи». Именно они обычно решают, принимать или нет новичка в компанию, перед этим ему устраивают различные испытания, нередко довольно жесткие. «Мы с подругой одновременно устроились в редакцию глянцевого журнала, - вспоминает Юлия Короткевич. - Коллектив женский, такой же гламурный, как само издание. Девочки тут же принялись нас обрабатывать: спихивали самые сложные задания, посмеивались открыто, когда мы, задыхаясь, приносили очередное интервью с недосягаемой звездой, редакторы откровенно третировали, даже в чай перец сыпали на планерках. Я не выдержала, уволилась, а подруга осталась и уже много лет работает в журнале, сделала отличную карьеру».

Именно по такому сценарию и развивается обычно ситуация в специфических коллективах: приживается сильнейший. «В некоторых компаниях такая атмосфера формируется специально, - говорит руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства Юнити Ольга Горюнова. - В высококонкурентной среде часто существуют, например, специалисты по продажам: там они могут проявить свои лучшие качества и выделиться среди коллег. Трудно ожидать в такой ситуации дружеских отношений в коллективе».

Так что же делать «гонимым» новичкам? Терпеть или увольняться? Психологи и специалисты по кадрам предупреждают: побег с поля боя будет расценен как слабость - подумайте, прежде чем размахивать белым флагом. «Так называемое рваное резюме, где перечислено несколько мест работы с минимальным сроком, всегда свидетельствует против соискателя, - предупреждает Яна Лейкина. - И рекрутер, и работодатель посчитают, что сотрудник не умеет адаптироваться к новой среде, находить общий язык с начальством и коллегами». Кроме того, увидев, что на последнем месте вы проработали два-три месяца или даже полгода, потенциальные наниматели решат, что вы просто не прошли испытательный срок или того хуже - что вы «летун» (см. «Опрос»).

«Я не призываю идти на баррикады и кому-то что-то доказывать. Наверное, на работе должно быть комфортно, - говорит Арамис Каримов. - Но уволиться вы всегда успеете: сделайте это, по крайней мере, тогда, когда вам будет удобно и выгодно. А до тех пор воспринимайте ситуацию, пусть даже конфликтную, как возможность получить новый опыт, научиться взаимодействовать с людьми в сложных условиях, налаживать отношения с теми, кто не идет на встречу, и выполнять свою работу качественно, несмотря ни на что, - это и есть профессионализм».

Отвлекаться от конфликтов, давящей и смущающей агрессивной обстановки, какие бы причины ни лежали в ее основе, можно с помощью больших объемов работы: если у вас много проектов, а в еженедельнике нет ни одной свободной строчки, не найдется и времени на склоки с коллегами. Однако, предупреждают специалисты, необходимо понимать, ради чего вы каждый день приходите в офис, много трудитесь в некомфортной для вас атмосфере. Цели должны оправдывать средства, иначе вы заработаете нервное расстройство и к тому же наверняка испортите себе репутацию, случайно сорвавшись на коллегу или шефа.

Каждому свое

Кадровые агентства могут выступать своеобразным фильтром между работником и компанией, которые не подходят друг другу. Рекрутерам нередко известны особенности корпоративной культуры, стиль руководства: подбирая кандидата, они учитывают все эти факторы. «К резкому, напористому шефу лучше направить человека, который умеет уступать, не вовлекается эмоционально в конфликты и не поддается на провокации, - говорит руководитель департамента HR-рекрутмента компании Antal Russia Елена Бирюкова. - Нельзя изменить характер человека, часто невозможно влиять на обстоятельства, но любую вакансию можно закрыть, подобрав людей, которые подходят друг другу».

Однако не всегда тихоня подчиненный устраивает буйного шефа. Топ-менеджеру одного из крупных банков долгое время не могли подобрать персонального помощника: более трех месяцев у него никто не задерживался. Эту вакансию пытались закрыть специалисты самых разных московских агентств, одному это удалось - на работу после ряда собеседований вышла хрупкая молодая девушка. Такие не раз вылетали из кабинета шефа в слезах, оглушенные полетом универсального офисного снаряда - дырокола. Первый же скандал с новой помощницей расставил все точки над i, положив начало долгосрочному сотрудничеству: навстречу дыроколу в начальника двинулась по воздуху массивная пепельница. Шеф пришел в восторг: наконец-то нашлась сотрудница, умеющая держать удар!

Соискателям, обходящимся без посредничества рекрутера, следует на первом же собеседовании с начальством задавать много вопросов: о принципах руководства и контроля за выполнением работы, о привычках коллектива и существующих в организации запретах. Для каждого человека обязательно найдется своя работа - иногда атмосфера в коллективе лишь на первый взгляд кажется неблагоприятной, потом оказывается, что именно в ней причина успеха. Но если раз за разом вы ощущаете в офисе дискомфорт - возможно, вы просто не предназначены для работы в коммерческой среде. «У меня был такой клиент, - вспоминает Яна Лейкина. - Я посоветовала ему сменить сферу деятельности. Теперь он работает в детском саду и очень счастлив».

Поделиться в сетях:

Вы можете оставить свои данные в форме ниже, и наши специалисты обязательно свяжутся с Вами.