Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | «Полуобразованные»
Публикации в СМИ

«Полуобразованные»

Могут ли обладатели дипломов бакалавра претендовать в России на высокооплачиваемую работу или же на нашем рынке труда они будут котироваться по разряду «недоучек»?

Текст: Мария Соловьева, Ирина Мельникова

Будущих студентов вузов ждут непростые времена: правительство России одобрило законопроект о введении в стране двухуровневой системы высшего образования "бакалавриат - магистратура". Хорошо это или плохо - большой вопрос. По крайней мере специалисты единого мнения не имеют. Одни говорят, что подобное деление может дать стране дефицитных специалистов среднего профессионального уровня, причем с потенциалом для дальнейшего роста. Другие считают, что высшее образование станет менее качественным и более дорогим. У каждой стороны есть весомые аргументы в защиту своей позиции. Но выпускников вузов, их родителей и общество в целом волнует еще один вопрос: примет ли рынок труда специалистов с новыми дипломами? Не получится ли так, что бакалавров ждет жестокое разочарование и они не смогут претендовать на место в ряду белых воротничков и высокооплачиваемую работу? С магистрами все ясно - они воспринимаются как специалисты с полным высшим образованием, бакалавры - как "недоучки". Зачем нужна эта двухступенчатая система в нашей стране с уже сложившимся и в целом хорошим уровнем высшего образования, где вес диплома и квалификация выпускника ясна и привычна?

Ветер западный

Разделение высшего образования на две ступени - бакалавриат и магистратуру - привычная модель для западных университетов и колледжей. Когда в России впервые зашла речь о введении такой же системы, а было это больше пяти лет назад еще при предыдущем министре образования Владимире Филиппове, то выдвигался серьезный в общем-то аргумент - приближение отечественной системы образования к западной. Это должно решить массу проблем: унификация позволит нашим студентам спокойно поступать в западные колледжи и вузы. К тому же единообразие систем решит пока плохо решаемую проблему полного признания наших дипломов за рубежом. Нынешний глава Министерства образования и науки РФ Андрей Фурсенко двухуровневую систему образования не слишком пропагандирует, но при случае отмечает, что данное нововведение повысит конкурентоспособность российских выпускников и поспособствует гармонизации российских и европейских систем подготовки специалистов.

Был и остается еще один аргумент. В свое время Владимир Филиппов в разговоре с "Итогами" заметил, что каждый год в вузы поступает более 90 процентов, то есть около миллиона, выпускников школ. И это катастрофически много по сравнению с тем, сколько стране нужно людей с высшим образованием. Особенно в пропорции к специалистам со средним профобразованием, в которых остро нуждается рынок труда. Тезис подтвердила дальнейшая история развития отношений рынка труда и выпускников - большая их часть (по некоторым специальностям - до 90 процентов) не работает по профессии. Кто-то ошибся с выбором, а кто-то оказался невостребованным. С этой проблемой что-то явно надо было делать. Решили, что двухступенчатая система и есть панацея.

Андрей Фурсенко в интервью "Итогам" как-то сказал, что введением бакалавриата и магистратуры мы могли бы формализовать то, что у нас всегда было. В технических вузах три года идет общее высшее образование, после - обучение по конкретной специальности. Почему на этом этапе не дать студентам право изменить специализацию? Ведь у нас сегодня так: поступаешь на факультет, где существует весьма ограниченный список дальнейшей специализации, ошибся - не ошибся с выбором - учишься дальше. Или переводишься в другой вуз - со всеми сопутствующими процессу перехода досдачами экзаменов. Так в чем разница с бакалавриатом - магистратурой, где с одной ступени на другую переходят примерно так же?

Впрочем, после получения степени бакалавра можно не поступать на следующую ступень. Этот диплом - полноценное свидетельство об образовании. Только о каком? Государство говорит - о высшем. Народ не верит: общество и работодатель не очень хорошо понимают, бакалавр - это настоящий специалист или нет? Три года, отведенные на получение степени, - это много, мало, достаточно?

Маловато будет...

Комментарии по этим вопросам поступают в основном от образовательной общественности. А она чаще всего настроена к новой системе негативно. Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий считает, например, что за это время "подготовить квалифицированного специалиста, способного приносить пользу стране, невозможно, поэтому бакалавриат не следует ограничивать тремя годами обучения - он должен быть как минимум четырехлетним. Только тогда качество образования не пострадает". Подобной же точки зрения придерживается и проректор Российской академии предпринимательства Аркадий Маршак. По его мнению, три года - слишком маленький срок, чтобы студент мог получить глубокие знания по предмету. Заметим, что на самом деле бакалавриат - это не обязательно трехлетнее обучение. Чтобы стать бакалавром, надо отучиться в университете 4 года, если вы выпускник обычной школы, и 3 года - если окончили лицей, колледж или школу-двенадцатилетку (есть и такие). На самом деле на двухуровневую систему часть российских высших учебных заведений перешла уже давно. Например, в МГТУ им. Баумана более 10 лет действует программа подготовки бакалавров практически по всем специальностям. Как показывает практика, особой популярностью у студентов бакалавриат не пользуется. Выбирают его не более 10 процентов учащихся.

Негативных мнений о бакалавриате из весьма авторитетных уст звучит достаточно. Потому не стоит удивляться, что негативно настроены к самому факту появления двух ступеней и срокам обучения на них и нынешние студенты. Студентка МГУ им. Ломоносова Ирина Заторская убеждена, что за три года получить фундаментальные знания невозможно: "Конечно, к четвертому курсу большинство студентов уже работают, причем некоторые по специальности, но они все-таки воспринимаются работодателями как практиканты. Серьезные проекты им редко доверяют. Другое дело, когда ты отучился пять лет. Это в сознании руководителей предприятий более приемлемый срок для того, чтобы поручить выпускнику института создание важной программы".

Студентка Ира и тысячи таких же молодых людей, которые явно нацелены на максимальное качество образования и будущий карьерный рост, на самом деле знают, что с каким бы багажом знаний они ни пришли в компанию - сегодняшним дипломом специалиста или зачеткой третьекурсника, - их все равно будут доучивать "под себя" и под конкретную специфику компании. Но пока им кажется, что эта ситуация как-то отличается от той, что возникнет завтра с бакалаврами. Так ли это на самом деле?

Терпение и труд

Из опросов работодателей можно вывести две основные позиции: "бакалавр - это непонятно кто, и он не нужен", и "это - оптимальный вариант, поскольку человека с хорошим базовым образованием легче доучить "под себя", чем переучивать". Кстати, во многих странах система подготовки кадров на фирмах весьма развита: на Западе гораздо меньше опираются на госсистему доведения специалиста до соответствующего уровня. Сейчас в России тоже бурно развивается внутрифирменная подготовка. Новые образовательные методики, используемые в рамках тренинговых программ, весьма эффективны.

"В России значимость высшего образования несколько переоценена, - говорит Люк Джонс, партнер компании Antal International. - Все стремятся его получить, чтобы показать, что они не тупицы. Хотя вообще-то тенденции рынка труда таковы: работодатель смотрит не столько на количество высших образований у человека, сколько на его опыт работы. Три высших образования еще ничего не гарантируют. Конечно, все зависит от отрасли - научному сотруднику необходимо получать новые знания. Но для коммерческих предприятий важно, что делал работник прежде и что полезного сможет принести для фирмы". Например, в России очень не хватает менеджеров по продажам, считает Джонс, но хорошо продавать не научишься в вузе, где преподают теорию, и потому из магистра продавец тоже никакой. А если человек несколько лет после бакалавриата потратил на получение навыков, на умение общаться с клиентом, на реализацию конкретных проектов, для работодателя это ценно.

"Разумеется, на отношение работодателей к выпускникам влияет еще и тот факт, - говорит Люк Джонс, - что российские вузы не всегда преподают то, что требуется потом на практике. Поэтому даже обладатель степени МВА может уступить менеджеру не так образованному, но с большим опытом. Например, любая нефтяная компания хочет иметь сотрудника с дипломом института им. Губкина, но это не означает, что он сможет поехать в Сибирь и сразу приступить к работе. Эта реальность побуждает компании сотрудничать с вузами и разрабатывать программы, приближенные к жизни".

Директор по развитию кадрового агентства Юнити Людмила Козлова добавляет: "На сегодняшний день на рынке рекрутинга разница в квалификации бакалавр, специалист или магистр не особенно заметна, поскольку четкое понимание такой градации среди работодателей еще не сформировалось". Для адекватного восприятия, считает она, научная среда должна среагировать на ситуацию соответствующим образом, донести до людей необходимую информацию о многоступенчатой системе образования. Например, тот факт, что бакалавр - это специалист широкого профиля, обладающий возможностью переквалифицироваться в сжатые сроки. Имеющему диплом специалиста потребуется 2-3 года для того, чтобы получить второе высшее образование, а бакалавр может приобрести интересующую его специальность за один год. "В любом случае человек без опыта работы, только что окончивший вуз, сможет претендовать на стартовые должности вне зависимости от того, специалист он или бакалавр", - напоминает Людмила Козлова. Соискатель с дипломом бакалавра может быть востребован в том случае, если в требованиях к вакансии не предусмотрена узкая направленность или наличие глубоких знаний по определенной специализации. Если же речь, скажем, идет о должности инженера или врача, то наличие диплома специалиста становится обязательным условием для приема его на работу.

Кстати, законопроект, который делит нашу образовательную систему на этапы, оставляет некоторым вузам право на обучение по программе полной подготовки специалиста (то есть так, как было раньше). Выпускники медицинских, военных и технических вузов (перечень устанавливается правительством) по-прежнему будут получать диплом с квалификацией "специалист" через 5-6 лет.

За бакалавра - ответишь

Будут ли у магистра преимущества перед бакалавром на рынке труда, если он, допустим, не юрист, не врач и не имеет опыта работы?

- Объявляя о вакансии, мало кто указывает: "требуются магистры" или "приглашаются бакалавры", - говорит Ольга Бруковская, директор по маркетингу компании HeadHunter. - В то же время соискатели в резюме и на собеседовании часто избегают слова "бакалавр", делая акцент на высшем образовании. Они руководствуются соображением, что степень бакалавра подразумевает упущенную возможность получить степень магистра, и стремятся избежать острых вопросов от hr-менеджера. И порой строчка "магистратура" может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов".

- Многие серьезные работодатели, например представители оборонной промышленности, Министерства иностранных дел, уже заявили, что не станут брать на службу бакалавров, потому что не уверены в качестве их подготовки", - добавляет заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы Алексей Чернышов.

Чиновники считают, что споры по поводу магистров-бакалавров скоро утихнут, рынок разберется, кто есть кто.

Но есть еще одна тонкость. Не станет ли магистратура восприниматься как второе высшее образование, которое является платной формой обучения? Если вузы начнут на этом спекулировать, то магистры станут буквально на вес золота.

Поделиться в сетях:

Вы можете оставить свои данные в форме ниже, и наши специалисты обязательно свяжутся с Вами.