Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | «Тренировочные кадры»
Публикации в СМИ

«Тренировочные кадры»

Лет десять назад на работу в престижный фитнес-клуб можно было устроиться разве что по знакомству. Хотя от претендентов на вакантные позиции и сейчас нет отбоя, хорошего специалиста найти нелегко: профессионалов в этой сфере бизнеса не так много. Речь идет не только об инструкторах и тренерах, но и о менеджерах, от которых все ощутимее зависит будущее этого бизнеса.

Текст: Елена Алеева

Высший инструктаж

С развитием фитнес-индустрии возникает необходимость и в грамотных управленцах с опытом работы — директорах по фитнесу, управляющих фитнес-клубами, директорах по развитию. На их плечи ложатся продвижение клуба, развитие существующих программ и дополнительных услуг, расширение клиентской базы. В поисках квалифицированного персонала ведущие сетевые фитнес-клубы используют самые разные методы. По словам Марины Андросенко, директора по персоналу сети фитнес-клубов World Class, ее компания в процессе поиска кадров использует комплексный подход, в том числе методы прямого поиска: анализирует кадровую деятельность конкурентов, включает наиболее интересные и перспективные персоналии в собственную базу данных, учитывает рекомендации знакомых.

Такие критерии, как опыт работы и профильное, желательно высшее физкультурное образование, важны при приеме на работу инструкторов, но при этом не являются необходимыми, а былые спортивные заслуги вовсе не добавляют кандидатам шансов. Иногда менеджеры по персоналу фитнес-клубов склонны принимать во внимание совсем другие характеристики.

По словам Анастасии Маслянской, HR-менеджера фитнес-клуба "Gold`s Gym Москва", образование или звание мастера спорта не делают человека хорошим инструктором. Существующая система отбора предполагает выбор одного претендента из 30. И для работодателя в первую очередь важны личность, коммуникативные качества и высокая клиентоориентированность кандидата. По мнению Анастасии Маслянской, "работа с людьми связана с большими эмоциональными нагрузками, и нам важно, чтобы эта работа инструктору не была в тягость. Вместе с тем это большая ответственность: инструкторский состав отвечает за здоровье наших клиентов и за результат тренировок".

Оценить соответствие кандидата требованиям компании и ее корпоративной политике можно во время собеседования. Мотивация человека должна быть связана с желанием работать в этой среде, помогать людям и при этом сопровождаться стремлением к карьерному росту. На собеседовании во внимание принимаются и внешний вид, и словарный запас, а также мимика и жесты. Ведь одна из задач инструктора — уметь расположить к себе клиента. Если соискатель соответствует пожеланиям работодателя, его могут пригласить на следующий этап, а таковых может оказаться не менее четырех. Знание анатомии, физиологии и биохимии проверяется во время тестирования. Затем пробный инструктаж, на котором в роли клиентов выступают фитнес-директор и генеральный менеджер, которые лично оценивают уровень профессионализма будущего сотрудника.

Марина Андросенко: Поскольку мы работаем в сфере обслуживания, то в первую очередь для нас важно умение персонала работать с клиентом. Это способность общаться, работать в стрессовых ситуациях, гибкость и, конечно, мотивация к здоровому образу жизни. По словам Ольги Веневцевой, руководителя департамента подбора кадров для клубов и фитнес-центров кадрового агентства "Туризм и работа", массовое развитие таких разновидностей фитнеса, как аэробика, аквааэробика, йога, восточные единоборства, формирует повышенный спрос на соответствующих инструкторов. Спрос на инструкторов по детскому фитнесу, а также тренеров по теннису, сквошу и конному спорту не столь велик, но тоже есть. Кстати, немаловажным фактором при приеме на работу некоторых категорий сотрудников является наличие собственной клиентской базы. В частности, фитнес-директор, как правило, приходит в новый клуб со своими инструкторами, которые приводят своих клиентов.

Анализ спроса показывает, что сейчас особенно недостает менеджеров по продажам и менеджеров по работе с клиентами, а ведь именно они и обеспечивают постоянную загрузку дорогостоящего оборудования и залов развивающихся фитнес-центров. Наталья Барсукова, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства Юнити, поясняет: Скажем, в обязанности менеджера по продажам входит не только обработка входящих звонков. Если фитнес-клуб заинтересован в увеличении числа корпоративных клиентов, этому сотруднику придется совершать "холодные" звонки, обзванивая все местные организации по справочнику и предлагая услуги клуба.

Около 40% оборота фитнес-клубов приходится на дополнительные услуги. Поэтому, по словам Марины Андросенко, сейчас так востребованы в фитнес-клубах работники общепита. Требуются также косметологи, массажисты. В последнее время фитнес-центры начали обзаводиться собственным диагностическим медоборудованием, в связи с чем им потребовались умеющие работать на нем специалисты. Ольга Веневцева: Не так давно от крупных фитнес-центров к нам стали поступать заявки на подбор врачей-диагностов. Многие фитнес-центры закупают хорошую диагностическую аппаратуру, на которой на месте можно посмотреть, например, работу сердца и выдать клиенту рекомендации по максимальной физической нагрузке.

Работа ради интереса

Несмотря на то что большинство компаний-брэндов весьма придирчивы в выборе будущих сотрудников, а поток кандидатов практически неиссякаем, уровень заработных плат в фитнес-клубах не очень высок. Так, инструктор по фитнесу только при полной загрузке может рассчитывать на $1500 в месяц. Впрочем, по мнению Ольги Бруковской, в последнее время зарплаты в фитнесе немного подросли: в среднем с августа 2006 года до августа 2007-го уровень зарплат увеличился на 14%. Ольга Бруковская: Это связано в первую очередь с увеличением количества различных центров красоты и здоровья, которым нужны инструкторы.

Рекрутеры и менеджеры по персоналу фитнес-клубов сходятся во мнении: в этот бизнес приходят главным образом те, кто просто не мыслит свою жизнь без каждодневных тренировок и любит работать с людьми. А на некоторое увеличение дохода можно рассчитывать, проводя индивидуальные занятия, когда расценки могут заметно отличаться от обычных занятий с группой. Но прежде чем человеку доверят проведение индивидуальных тренировок, он должен проявить себя в работе и непрерывно совершенствоваться. Ведущие фитнес-клубы проводят всевозможные тренинги и мастер-классы, отправляют своих инструкторов на конвенции, где они учатся у приглашенных звезд и коллег, а также показывают свои достижения в разработке программ для клиентов. В случае если выступать приходится на международных мероприятиях, от сотрудника потребуют знание иностранного языка. Марина Андросенко: Конвенция — это грандиозное просветительское и культурное мероприятие, включающее сильнейшую бизнес-программу, участниками которой являются не только профессионалы и энтузиасты физической культуры, но и владельцы, директора фитнес-клубов, которые собираются открывать и развивать клубы во всех регионах нашей страны и странах ближнего зарубежья. Международная фитнес-конвенция, которую мы ежегодно проводим в России, для нас основной источник кадров, особенно фитнес-персонала.

Даже если в объявлении о конкурсном отборе на позицию инструктора по фитнесу нет никаких возрастных ограничений, это все-таки работа для молодых. Среди инструкторов редко встретишь людей старше 35 лет. Так что рано или поздно каждому приходится задавать себе вопрос, а что дальше. А дальше карьера может складываться по-разному. Историй, когда успешный инструктор вырастает до фитнес-директора или управляющего клубом, не так уж мало, но инструкторов очень много, и топовых позиций на всех точно не хватит. Многим приходится со временем менять область деятельности. Понятно поэтому, с каким трудом закрываются дыры и прорехи в сегменте управленческих кадров. По мнению Натальи Барсуковой, с развитием индустрии фитнес-услуг проблем с поиском квалифицированных менеджеров среднего и высшего звена только добавится. Что ж, нельзя забывать о том, что с подобными сложностями сталкиваются и многие другие виды бизнеса. Вот только уровень заработных плат в индустрии фитнеса конкурентоспособным можно назвать с большой натяжкой.

Работа до упаду

Впрочем, число компаний-работодателей не ограничивается одними лишь крупными сетевыми фитнес-клубами, да и в целом рынок фитнес-услуг стал приобретать цивилизованные черты совсем недавно. Так что сейчас только крупные игроки могут похвастать "белыми" зарплатами и соцпакетом, а мелкие компании по-прежнему принимают сотрудников без трудовых книжек и не оплачивают им отпуска.

Жесткий отбор практикуется не только при приеме на работу, но и среди действующих сотрудников. Например, инструктор, нарушивший дисциплину, нередко подвергается казарменным карам. В одном из крупных фитнес-клубов за небольшое опоздание человека заставили сделать сотню отжиманий. Несмотря на то что далеко не каждый клуб может обеспечить инструктору полную нагрузку, работа по совместительству здесь не приветствуется. С другой стороны, невыполнение плана чревато тем, что инструктора могут лишить удобного расписания или бросить на "группу по низкому тарифу".

Впрочем, даже ведущие фитнес-центры признаются, что готовы брать на работу людей с непрофильным образованием, тогда как по действующему законодательству работать инструктором или тренером имеет право только специалист с высшим или средним специальным профильным образованием (спортивным, физкультурным, педагогическим физкультурным). Но именно таких специалистов на рынке нет, а те, что есть, не обладают необходимыми знаниями либо неспособны "вписаться в заведение". Поэтому работодатели вынуждены брать тех, кто имеет опыт работы в фитнес-центрах или хотя бы прошел подготовку на курсах повышения квалификации. Некоторые образовательные центры, организованные при поддержке или под эгидой известных фитнес-клубов (например, центры "Академии фитнеса" или Ассоциации профессионалов фитнеса), предлагают воспользоваться возможностью получения соответствующих документов государственного образца. Стоимость курса повышения квалификации для успешного старта карьеры фитнес-инструктора обойдется в сумму от 8,5 тыс. рублей. Многие фитнес-центры, рассчитывая в будущем вырастить профессионалов из новичков, привлекают для работы студентов последних курсов профильных вузов. Студенты идут туда с охотой, и это понятно: крупные компании в качестве дополнительной опции к соцпакету предлагают всем своим сотрудникам собственную клубную карту, даже если речь идет об обслуживающем персонале (уборщики, ресепшионисты или бармены).

Поделиться в сетях:

Вы можете оставить свои данные в форме ниже, и наши специалисты обязательно свяжутся с Вами в указанное время.