Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Склад образования
Публикации в СМИ
02.06.2008 Журнал «Карьера»

Склад образования

Для тех, кто уже имеет опыт работы в логистике, но хочет большего, доступны программы повышения квалификации. А специализация "Логистика" в столь модной среди управленцев МВА есть лишь в Высшей школе экономики.

Рынок услуг по логистике растет на 20–30% в год. При этом область логистики настолько широка, что при желании любой сможет найти себя в этой профессии. А ежегодный рост зарплат на 15–20% и реальная возможность успешной карьеры лишь увеличивают привлекательность работы в этой сфере. Где же сегодня учат "на логиста"?

Денису Позолотину, директору по продажам одной краснодарской компании, предложили занять должность директора по логистике. "Я согласился, но с условием получения дополнительного образования по этому направлению, — вспоминает Денис".

А ведь еще каких-нибудь десять лет назад никто в нашей стране толком не знал, зачем компании нужен специалист по логистике, да и нужен ли он вообще?

"В постперестроечное время у российских компаний были большие нормы прибыли: 50–100%? Да легко! Это было нормально, — объясняет Анна Ефимова, директор Института логистики и маркетинга. — При таких нормах никто не думает о логистике, не считает издержки. Когда конкуренция возросла, норма прибыли стала снижаться. Сегодня речи нет даже о 20%: нормы приближаются к мировой практике — 4–6%. Естественно, при таких показателях люди стали задумываться о дополнительных способах снижения издержек и повышения конкурентоспособности".

Первопроходцами, как это часто бывает, стали иностранные компании, инвестировавшие в российскую экономику и открывавшие здесь свои представительства. "Собственно, они и были первыми "школами логистики", где дистрибьюторов учили управлять запасами, организовывать в компании планирование продаж и обслуживание клиентов", — считает Роман Морозов, преподаватель-консультант и руководитель направления "Логистика" Русской школы управления. Сегодня, по оценкам экспертов, лишь три–пять процентов компаний в нашей стране имеют эффективно работающую логистическую систему, поэтому потребность в специалистах данного профиля огромна.

"Будущих выпускников программы "Логистика и управление цепями поставок" компании разбирают уже на третьем-четвертом курсе", — уверяет Адиль Гаджинский, консультант в области логистики и ведущий преподаватель по логистике Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС".

Важная диковинка

"Логистика — стратегически важное направление для успешного развития любого бизнеса", — говорит Ирина Семенова, менеджер по подбору персонала компании "Нестле Россия". Но прежде всего оно актуально для крупных компаний, где требуются более скоординированные действия.

"Продвижение материалов по логистическим цепочкам, а также в пределах отдельных предприятий сопряжено со значительными затратами, — объясняет Адиль Гаджинский. — До 70% в себестоимости продукции, поступившей конечному потребителю, — затраты, связанные с транспортированием, складированием, грузопереработкой, инвестированием запасов и т. п.

Избежать завышенных затрат можно, лишь грамотно и согласованно управляя процессами продвижения материальных потоков".

По данным кадрового агентства Юнити, нерациональная организация процессов увеличивает логистические издержки российских компаний в общем объеме до 25%, в то время как в мировой практике оптимальным считается 10–12%.

Справедливости ради отметим, что уровень развития логистики в российских компаниях очень разный: где-то он уже вполне сравним с европейским, а где-то над этими вопросами по-прежнему не задумываются.

Нет единого мнения относительно того, чем должен заниматься логист. Если первое время подобных специалистов называли менеджерами по складскому товародвижению, транспортными менеджерами, специалистами по бизнес-процессам и по закупкам, то сегодня появилась обратная тенденция: грузчиков, операторов, диспетчеров на складе или в транспортных компаниях — всех стали называть логистами. Простейший мониторинг кадровых предложений показывает, что при одинаковом названии должности обязанности сотрудников в разных компаниях могут отличаться как по функциям, так и по зонам ответственности. Тем не менее, сваливать все в одну кучу тоже не стоит.

"Функциональные обязанности зависят от того, за какой участок работы отвечает логист, и прежде всего от того, специализируется ли он на каком-либо узком направлении или выстраивает стратегию поставок (для отдельного участка или для компании в целом), — объясняет Оксана Козлова, директор по логистике компании Henkel. — И тут важно изначально определить, кто в чем хорош. Бывают люди, обладающие большим кругозором и широтой знаний и могут выстроить всю цепочку, но при этом, как правило, не вникают в детали, могут быть неусидчивы и т. д. А бывает наоборот: человек прекрасно знает свой узкий участок, делает все аккуратно и своевременно и хорош именно в этом".

"Специалист по логистике много времени уделяет работе с людьми, — отмечает Ирина Семенова, — поэтому очень важно иметь хорошие коммуникативные навыки, уметь взаимодействовать с другими подразделениями компании, коллегами и с партнерами по бизнесу. Кроме того, для успешной работы нужны аналитические способности и определенная гибкость в поведении: умение мыслить быстро, но не шаблонно и принимать решения в условиях дефицита информации".

Опыт — не главное

По словам Ирины Семеновой, наиболее успешными в логистике оказываются специалисты с высшим техническим или экономическим образованием, что неудивительно: рынок образовательных услуг в сфере логистики только начинает формироваться и первые выпуски в вузах и бизнес-школах состоялись лишь год-два назад. Но представители высшей школы уверяют: сегодня специальность "Логистика" — одна из наиболее популярных и престижных. А огромный разрыв между растущей потребностью в профессионалах и наличием грамотных логистов, способных освободить руководство и коммерческий персонал торговых и производственных компаний от комплекса вопросов поставок и транспортировки, лишь повышает привлекательность этой профессии и увеличивает шансы выпускников на хорошую работу. Выпускник какого-нибудь известного вуза, знающий английский язык, может претендовать на зарплату от 35 тыс. рублей и двукратное увеличение этой суммы в течение двух лет.

"Бытует мнение, что без опыта работы в хорошую компанию устроиться трудно, но это не так, — уверяет Оксана Козлова.— Напротив, мы, скорее, возьмем молодого специалиста, который еще не "испорчен" опытом работы в другой компании. Мы хотим "свежую голову", с хорошим, крепким знанием теории и минимумом практики: мы сами его всему научим. А вот найти таких ребят очень сложно — тех, кто действительно хорошо учился и хочет работать в логистике, очень мало. И как правило, у них совершенно непомерные амбиции. Эти ребята уверены, что сразу могут занять руководящую позицию".

Однако эйчары советуют начинать с азов профессии — для более глубокого понимания логистических процессов. Первые шаги лучше делать в транспортно-экспедиторской службе или логистическом центре, где есть опытные специалисты и проще освоить методологию, а оттачивать полученные знания и опыт — в торговой или производственной компании. Так, например, сотрудники "Нестле" имеют возможность поработать на разных позициях, в разных отделах департамента логистики (закупки, планирование и распределение товарных запасов, отдел по работе с клиентами и других). "Моя карьера в этой компании развивалась очень логично и поступательно, — рассказывает Руслан Калитин, руководитель отдела развития логистики компании "Нестле Россия". — Я начал специалистом по планированию на фабрике и дошел до руководителя отдела планирования бизнеса кофе, что позволило мне понять основные логистические процессы. А с недавних пор я занимаю позицию руководителя отдела развития логистики".

Практика важнее теории

Для тех, кто уже имеет опыт работы в логистике, но хочет большего, доступны программы повышения квалификации. А специализация "Логистика" в столь модной среди управленцев МВА есть, пожалуй, лишь в Высшей школе экономики. Однако многие представители бизнес-сообщества уверены не только в том, что в подобном направлении в МВА нет необходимости, но и в том, что в бизнес-школах, равно как и в вузах, людей, которые могут в полном объеме преподавать логистику, нет, а основную часть программы составляют теоретические курсы. К сожалению, большинство теоретических моделей, схем и формул разбиваются о российскую действительность: коррупция, нерасторопность, человеческий фактор, погодные условия, состояние наших дорог — все это в формулах не учтешь.

"В бизнес-школе тебя учат тому, как это должно быть в идеале, — объясняет Оксана Козлова. — И как правило, после института или бизнес-школы человек, у которого мало опыта, четко следует той модели, которую он отрабатывал и которая с точки зрения расчетов и формул самая правильная. Только набив несколько шишек, он начинает рассматривать другие пути, которые в начале ему казались более длинными, а на самом деле оказываются самыми короткими. Я говорю, например, о моментах, когда нужно поднять трубку и дозвониться своему поставщику, транспортному оператору, конкретно тому, от кого зависит отгрузка, поставка, доставка и еще раз с ним обсудить, что, когда и как, чем разослать три официальных письма, которые либо будут прочитаны с опозданием, либо не дойдут до адресата вовсе. Вот этих умений теоретику, как правило, и не хватает".

Для устранения подобных пробелов компании часто используют тренинги, наставничество, коучинг, предоставляют возможности для самообучения. Возможно, представление многих работодателей о том, что проще доучить нового сотрудника-"теоретика", чем переучивать человека с "неправильным" опытом, привело к тому, что львиную долю учебных программ в сфере логистики составляют именно тренинги и семинары. "Тем, кто несколько лет проработал в отрасли, нет смысла рассказывать теорию. Им нужны ответы на конкретные вопросы", — говорит Анна Ефимова.

Рассказ Юрия Попова, директора по логистике Торгового дома "ШТОФ" (Кемерово), — лишнее тому подтверждение: "Деятельность нашей компании связана с алкоголем, оптовыми продажами. На семинар ехал с конкретной целью: овладеть практической информаций о размещении и движении товара на складе. Я задавал множество вопросов, касающихся моей непосредственной деятельности, и очень доволен, что получил на все ответы".

Правильно организованная логистическая цепочка имеет большой потенциал оптимизации расходов, что позволяет компании добиться конкурентного преимущества в своей области. Но очень часто на эту сферу деятельности компании почти не обращают внимания, упуская из виду, что внушительных результатов нельзя добиться, не настроив все процессы, что под силу лишь квалифицированным специалистам.

Главная сложность заключается в том, что учебные заведения, готовящие по специальности "Логистика" как на уровне первого высшего, так и в постдипломном образовании, до сих пор можно пересчитать по пальцам. Хотя ситуация меняется. Еще недавно логистика преподавалась лишь в курсе общего менеджмента. Сегодня на рынке можно найти программы для специалистов с разным опытом работы, с разным статусом, из разных отраслей.

Поделиться в сетях:

Вы можете оставить свои данные в форме ниже, и наши специалисты обязательно свяжутся с Вами.