Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Английский с гарантией
Публикации в СМИ
01.11.2008 Журнал «Карьера»

Английский с гарантией

Недавно в автобусе услышала разговор: одна барышня рассказывала другой, как долго и непросто выбирала сыну школу, и вот наконец записала. «В какую?» — поинтересовалась подруга.

«Конечно, в английскую», — последовал ответ. Завязалась дискуссия о том, что при нынешнем многообразии гимназий и лицеев, в которых программа изначально подразумевает изучение двух иностранных языков, как-то странно отдавать ребенка в спецшколу. Но итоговый аргумент мамаши был убедительнее: «А как же иначе? Именно английские спецшколы — классика жанра, проверенная годами и не одним поколением. Это уже своего рода бренд, авторитет которого по-прежнему непререкаем». А я задумалась — так ли это?

КЛАССИКА БЕССМЕРТНА

Свободное владение английским неизменно добавляет уважения к собеседнику и «проходных баллов» потенциальному сотруднику. В описания вакансий редкий работодатель не включает требование свободного владения английским. Ведущие университеты все чаще включают этот язык в список как вступительных, так и выпускных экзаменов. А уж в зарубежных поездках без знания английского хотя бы на разговорном уровне и вовсе никуда. Одним словом, актуальность изучения английского сегодня очевидна, как никогда.

«Английский язык продолжает оставаться очень востребованным, — подтверждает Юлия Прохорова, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства Юнити. — Около 70% всех вакансий включают требование знания английского языка».

Конечно, на том же рынке труда востребован не только английский язык. Культура Востока все активнее конкурирует с западноевропейской, завоевывая сердца все новых почитателей. Они начинают усердно учить такие экзотические для нас языки, как китайский, японский, иногда даже вьетнамский. Однако общей расстановки сил это практически не меняет. «Не могу сказать, что на рынке сейчас всплеск вакансий с другими иностранными языками, так как они идут чаще всего как вспомогательные, — продолжает Юлия Прохорова. — Очень востребована комбинация английский/немецкий и английский/итальянский, но именно в такой последовательности. Я думаю, что данная ситуация не изменится в ближайшее время».

В свою очередь, острая необходимость в специалистах со свободным английским изрядно прибавляет популярности всевозможным курсам английского языка и репетиторам. Но если взрослым приходится тратить лишние время и деньги, то у их детей есть возможность этого избежать: профильные вузы и английские спецшколы сегодня вновь стали популярны. Последние — особенно.

БЕСПРОИГРЫШНЫЙ ВОЗРАСТ

Учиться никогда не поздно — с этим никто не спорит. Вот только всегда хочется минимизировать затраты. Оптимальный способ это сделать — взять, что называется, «низкий старт» и начать изучать английский уже в детстве. Для этого в некоторых детских садах малышам периодически включают английские песенки и потихоньку подбрасывают простейшие слова. Психологи уверяют — уже с четырех-пяти лет ребенок способен запоминать все это, порой даже на подсознательном уровне. А чтобы заложенная информация не ушла «в пассив», важно ее развивать. В идеале, прямо в школе, в привычной обстановке.

Английская спецшкола еще в советские времена была мечтой всех родителей. Считалось, что это определенно знак качества и пропуск в мир престижных профессий и элитарного общества. Так оно, в общем, и было. Для выпускников спецшкол легко открывались двери самых именитых вузов страны, а затем и самых заманчивых и солидных организаций. Отношение к английским спецшколам как к элитарным сохранилось и сегодня. Но, даже несмотря на то, что некоторые из них работают на коммерческой основе, попасть в них стало проще, условия обучения — на самом современном уровне, а методики cоответствуют самым строгим требованиям.

СТЕПЕНЬ УКЛОНА

В Москве английских спецшкол — несколько десятков: по четыре-пять — в спальных районах, порядка 15 — в Центральном округе. Конечно, в каждой школе свои порядки, педагоги стараются выделить именно свою языковую программу. Однако в целом и сами программы, и методики сводятся к единой схеме. В общих чертах она выглядит так: в отличие от обычных общеобразовательных школ, где изучение иностранных языков начинается в четвертом классе, в большинстве спецшкол первые уроки английского появляются уже во втором, а иногда и в первом классе. В пятом классе к основному иностранному обычно добавляется второй. (При этом дети могут выбирать из двух-трех вариантов.) А начиная с восьмого в расписании появляются и предметы на английском языке — физика, история, география. Иногда этот набор дополняют часами по английской или американской литературе и техническому переводу. Последнее, как правило, дает детям специальность уже при окончании школы. При этом английский как отдельный предмет преподается вплоть до 11-го класса, и даже у старшеклассников на него отведено по шесть-восемь часов в неделю (в обычных школах — два часа).

Но, даже если школьные уроки дают блестящую подготовку, окончательно снять языковые барьеры и выработать правильное произношение можно, лишь пожив какое-то время в стране изучаемого языка. Помогают в этом межнациональные школьные обмены: наши ребята отправляются в партнерские школы куда-нибудь во Флориду или Эдинбург. При этом они живут в школьных кампусах или прямо в семьях своих сверстников, которые в это время гуляют по Москве в сопровождении российских «приемных» родителей.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Образование, полученное в школе, — базис, который сыграет не последнюю роль в будущем. И неудивительно, что спецшкола подбирается с особой тщательностью. Тут мало кто учитывает непосредственную близость к дому, наличие знакомых в классе и бассейна на территории. Приоритеты несколько иные. И в первую очередь это, конечно, учебная программа. Неплохо бы сразу задуматься, какие языки здесь преподаются наряду с английским и какие предметы ребенку будет интересно постигать именно на иностранном языке.

Немаловажный момент — число учеников в группах. Не в классах, а именно в языковых группах. В спецшколах они и так заведомо меньше, чем в обыкновенных. Скажем, группа в 10–12 учеников — вроде бы небольшая, но есть школы, где учить английский можно и в компании шести-восьми человек, что более привлекательно, поскольку внимание учителя к каждому ученику автоматически увеличивается. А если хочется совсем уж индивидуального подхода, можно подумать о частной школе с английским уклоном.

Между тем нельзя забывать и о человеческом факторе, о конкретном учителе английского, с которым будет общаться ребенок. Во многом успех обучения зависит именно от контакта с педагогом. «Зачастую дети просто не могут сосредоточиться на иностранном даже в самых лучших школах из-за банальных конфликтов с преподавателями, — рассказывает репетитор по английскому языку Ольга Мальчёнок. — В моей практике были очень усидчивые, старательные ребята, которых родители отдали в лучшую школу района. Но при этом они приходили из нее в слезах и с «тройками» по английскому. В итоге родители были вынуждены спасать ситуацию, тратя время и деньги на репетитора. И это при наличии сильной спецшколы! Конечно, очень важно, чтобы учитель смог завоевать доверие у ребенка. Если ребенок уже на первых уроках чувствует какой-то дискомфорт, желательно найти способ перевести его в другую группу. Это сложно, но это необходимо делать. Если нужно — идите к директору школы и добивайтесь. Можно говорить про некачественные пособия, перегруженную программу, бесконечные домашние задания, которые ребенку часто просто не под силу, но главная проблема — это все-таки кадры. Хороших учителей, к сожалению, мало, но они, безусловно, есть. И надо постараться, чтобы ваш ребенок попал именно к такому».

В осуществлении этой задачи помогут и рекомендации знакомых, и знакомство с педагогом на собеседовании, и пробные уроки с потенциальным преподавателем в частном порядке. Установление контакта учитель–ученик будет видно сразу: дети редко скрывают свои истинные ощущения.

Ольга Никольская

Поделиться в сетях:

Вы можете оставить свои данные в форме ниже, и наши специалисты обязательно свяжутся с Вами.