Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Не смотря на начальство
Публикации в СМИ
03.05.2009 «Газета.ru»

Не смотря на начальство

Возвращение к работе между переименованным Первомаем и Днем Победы, да еще при хорошей погоде становится ежегодным испытанием на прочность для массы российских служащих.

А сидя в полупустом по случаю праздников офисе (отпуска, отгулы - все приходится на эти дни), менеджеры, дизайнеры, редакторы, программисты и диспетчеры особенно часто вспоминают о чуде работы в режиме удаленного доступа.

Знают о нем и руководители. Появившись в мире в 80-х, он не вызвал доверия ни у них, ни у самих сотрудников. В России его начали практиковать в 90-х, и сперва тоже нехотя. Но в 2005 году его уже признавали эффективным 46% руководителей в США и 14% - в России. А в Японии в 2007-м так считали уже 78% менеджеров. Удаленный доступ сокращает траты на рабочие места и офисные площади, а также расширяет круг поиска нужных работников, например за счет молодых мам, людей с ограниченными возможностями, специалистов из других городов. Аналитики считают, что доверие работодателей к такой работе будет расти на 5-10% в год. А нынешний финансовый кризис может лишь ускорить эти темпы.

Вполне можно считать, что распространение работы в удаленном доступе стимулировали работники компьютерной отрасли. По мере распространения в России компьютеров множество программистов, дизайнеров, системных администраторов начали работать в удаленном доступе, выполняя заказы своих клиентов. Именно компьютеризация страны и появление рунета сделали возможным переход на аутсорс (англ. outsorce - «удаленный доступ») представителей самых разных специальностей. Сегодня на «удаленке» можно встретить специалиста по подбору персонала, web-дизайнера, верстальщика, автора заказных текстов, мониторщика-аналитика, юрисконсульта, диспетчера такси, модельера и художника - изготовителя коллекционных кукол.

С кризисом компании поспешили сократить расходы, и одним из путей стал перевод части сотрудников на удаленный доступ. Но выбирают его и добровольно, четко осознавая свои возможности и свою цену на том или ином рынке труда.

Тонкости психологии

Не все готовы к работе дома, и не всем она подходит. Психологи считают, что людей условно можно разделить на два типа: коммуникабельные, которые нуждаются в общении, черпая вдохновение в том числе и от работы в коллективе, и необщительные, которым проще трудиться в одиночестве. К первому типу большей частью относятся люди творческого склада - писатели, художники, дизайнеры. Когда они решают перейти на домашнюю работу, им и объяснять ничего не надо - такие сами могут максимально продуктивно организовать свое рабочее время. «Проблемы начинаются, когда люди попадают в условия, противоположные своему типу личности, - говорит психолог Наталья Варская. - Допустим, замкнутые личности при работе в большом коллективе накапливают злобу и раздражение, что приводит к неблагоприятным психологическим последствиям. А если коммуникабельный человек попадает в условия индивидуального труда, это чаще всего приводит к апатии и социопатии».

Репутация как основной капитал

Очень часто, оставляя сферу штатных расписаний и фиксированных зарплат и открывая свой маленький бизнес, люди не афишируют свою деятельность слишком широко. Это связано с довольно узким кругом клиентов и также с нежеланием «светиться» перед крупными компаниями-конкурентами. Игорь Бердин когда-то работал в одном из крупных информагентств. Собрав большую базу контактов, он открыл собственное агентство. Оно занимается мониторингом информационного пространства в сфере недвижимости, топливно-энергетического комплекса и даже политических партий, культуры и искусства. Офис - в собственной квартире. Сотрудники - в удаленном доступе: это своего рода агенты, работающие в штате компаний, в том числе их пресс-служб. «По сути, я работаю один, дома, ни от кого не завишу и делаю что хочу, - говорит Игорь. - Но при этом, конечно, у меня достаточно жесткие обязательства перед клиентами».

По его словам, объем и характер информации заранее оговариваются с заказчиками и с определенной регулярностью рассылаются им в формате выпусков. «Я стал больше зарабатывать и, соответственно, значительно лучше себя чувствовать, начав работать самостоятельно, - отмечает Игорь. - Рассчитываю я только на себя, и, как оказалось, при условии хорошей репутации у клиентов, которую я сам себе заработал, я стою на ногах гораздо увереннее, чем многие из наемных менеджеров больших и знаменитых корпораций».

Как правильно удалиться

Пока работодатели неспешно переводят свой кадровый резерв на удаленный доступ, многие наемные сотрудники сами принимают решение о переходе на «вольные хлеба», увольняются с работы и живут индивидуальными заказами. В ходе опроса рекрутинговая компания Headhunter выяснила три основные причины такого выбора. 23% респондентов отметили, что просто устали работать от звонка до звонка, 17% видят в этом возможность увеличить доход, 16% хотят работать лишь над тем, что им интересно.

В журналистике удаленная работа уже воспринимается как норма. Здесь раньше других получил распространение фриланс (англ. free-lance - «внештатный сотрудник»), здесь все больше начинает практиковаться «удаленка». Пока это в основном интернет-медиа, но сами журналисты уверены, что через несколько лет и многие газетчики смогут работать дома. «Необходимость редакции как отдельного здания, куда утром приезжают сотрудники, - это просто стереотип, - уверен журналист Александр Литой. - Я живу в Подмосковье и только на дорогу в центр Москвы трачу минимум полтора часа. При этом заниматься аналитикой, писать колонки и обзорные статьи я вполне могу и дома». Александр год проработал в печатном журнале и уволился, не выдержав ежедневных поездок. После этого он без проблем провел полтора года в интернет-издании: «С редактором я держал связь по Skype, а он не нервничал, что я уже час стою в пробке и неизвестно когда буду». В редакцию Александр приезжал раз в неделю на общие планерки. По его словам, все корреспонденты работали из дома, в офисе были только редакторы, которые их координировали. «Получалась экономия на помещении, на телефоне, на оргтехнике, - перечисляет журналист. - Соответственно, зарплаты у нас были немного выше, чем в целом на рынке».

Домашний рекрутинг

Дмитрий Иванов по образованию программист, но два докризисных года он руководил кадровым агентством, подбирающим персонал для предприятий средней руки. Большинство его клиентов и не подозревали, что Дмитрий - единственный сотрудник агентства, работающий в своей же квартире. «Идея пришла, когда я сам искал работу в интернете и просматривал вакансии для программистов, - рассказал он. - Мне стало интересно посмотреть на средний уровень потенциальных конкурентов». Дмитрий зарегистрировался на нескольких сайтах в качестве работодателя и получил доступ к базе резюме. Практически сразу он наткнулся на человека, который идеально подошел бы небольшой компании, опубликовавшей вакансию на другом сайте. Ради эксперимента он позвонил в фирму, представился сотрудником кадрового агентства и заявил, что у них есть на примете подходящий человек. «Я сам не ожидал, что все получится, - вспоминает он. - Но ни у компании, ни у программиста мое посредничество не вызвало никаких вопросов. Через несколько дней я получил «агентские» в конверте».

В ожидании приглашений на собеседование Дмитрий еще несколько раз воспользовался той же схемой. Полученные деньги он решил инвестировать в развитие бизнеса - открыл солидно выглядящий сайт агентства по подбору персонала, купил клиентскую базу у сотрудника реальной кадровой конторы и заказал спам-рассылку с рекламой собственных услуг. Вместе с регистрацией на интернет-сайтах по поиску работы этого оказалось достаточно для двух лет работы в сфере подбора персонала. «У небольших компаний нет денег на штатных кадровиков, - объяснил Дмитрий. - Кроме того, стоимость услуг для них - один из ключевых факторов, и я успешно демпинговал: мне не надо было тратиться на офис и сотрудников». По его словам, подходящих специалистов он искал в открытых источниках - интернете и специализированной прессе. Иногда даже платил известным блогерам за объявление о вакансии - это тоже давало результат. «У меня техническое образование, и я сосредоточился на этом сегменте. Собеседования проводил тоже сам, это оказалось не очень сложно, если разбираешься в людях. Иногда привлекал друзей-специалистов - просто поговорить с человеком и понять, что он умеет», - вспоминает программист. Он зарегистрировался в качестве юридического лица, но предпочитал оплату наличными: «Клиенты не удивлялись - многие сами работают по серым схемам».

Режим работы

Ольга Лапушкина, старший партнер департамента «Финанс» кадрового агентства Юнити рассказала «Газете», что стремление многих работодателей перевести часть сотрудников на удаленный доступ действительно существует. Хотя назвать это какой-либо глобальной тенденцией до сих пор нельзя. Перевод на «удаленку» характерен по большей части для небольших компаний. Крупные холдинги по старинке предпочитают отмечать присутствие всех работников в офисе. Также стоит разграничивать и возможные сферы применения удаленных работников. «Например, финансовый директор, работающий на дому, никому не нужен», - отмечает Лапушкина. Похожей ситуация выглядит и на рынке фриланс-услуг. Ими предпочитают пользоваться руководители небольших организаций, в то время как крупные предприятия обращаются к специализированным аутсорсинг-фирмам. По мнению Лапушкиной, здесь все завязано на гарантии: крупным компаниям предпочтительнее заплатить больше денег и получить гарантию компании за результат, в то время как за работу и ответственность фрилансера никто поручиться не может.

Поделиться в сетях:

Вы можете оставить свои данные в форме ниже, и наши специалисты обязательно свяжутся с Вами.