Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Смена диспозиции
Публикации в СМИ
25.05.2009 Журнал «D`»

Смена диспозиции

Парадокс, но на рынке образовательных и консалтинговых услуг одновременно соседствуют массовые сокращения персонала и рост интереса и спроса на тренинги и семинары.

Текст: Александр Потапов

«У меня есть свой бизнес - небольшой ресторан с хорошей, но дорогой кухней. Параллельно вот уже несколько лет я веду тренинги личностного роста. И если раньше основной доход приносил «общепит», то с осени прибыль от него снижается, а главным средством заработка постепенно становятся тренинги, - рассказывает Наталья Маркович (к слову, автор нашумевшей книги «Anticasual. Уволена, блин!»). - У меня меньше тренингов не стало, тем более за количеством я не гонюсь: поставишь их на поток - потеряешь в качестве. Семинар - занятие весьма энергозатратное, и, если схалтурить, ученики тут же это заметят. Так можно и репутацию подпортить». Впрочем, за ее плечами имя, заработанное в крупнейших столичных тренинговых центрах («Открытый форум», «Роза мира»), наличие авторских программ и тысячи учеников. Основная же масса тренеров таким багажом похвастаться не может.

В период бурного роста зарплат и консалтингового рынка профессии коуча и бизнес-тренера стали модными, что привело к падению качества обучения. «Всем казалось, что это легкий хлеб, и каждый, кто хоть раз провел семинар, называл себя коучем и начинал продавать тренинги», - говорит Людмила Козлова, директор по развитию кадрового агентства Юнити. Такие «специалисты» отсеиваются с рынка в первую очередь, но даже крепким середнякам приходится туго. «Труднее всего тренерам-фрилансерам. У основной массы тренеров количество заказов серьезно снизилось», - считает консультант практики «Управление персоналом» компании Morgan Hunt Selection Лидия Жирнова.

Но и внутренним тренерам, работавшим на зарплате, в компаниях несладко: сокращения в целом по рынку составили 50-70%. Зарплата внутренних тренеров начиналась от 50-60 тыс. руб., а средняя ставка - около 120 тыс. руб. «Сейчас расценки упали - многие компании сокращают расходы. «Обойдемся и без тренингов», - уверены владельцы предприятий. Резюме от тренеров существенно больше предлагаемых вакансий», - рассказывает Лидия Жирнова. «О падении зарплат можно судить по стоимости занятий. Если раньше тренер средней руки зарабатывал на корпоративных тренингах $3 тыс. в день и проводил около четырех семинаров в месяц, то сегодня у них снизились и стоимость, и количество тренингов», - подтверждает Людмила Козлова.

Тренеры-гуру (в основном фрилансеры) до кризиса зарабатывали больше: однодневный семинар мог принести 150 тыс. руб., а за часовой тренинг известный коуч зарабатывал около 25 тыс. руб. Но и у многих из них ныне дела идут не слишком хорошо. В результате отток спроса заставил их серьезно снизить расценки на свои услуги. «Больше всего пострадали крупные тренинговые центры, бюджеты которых строились на космических ценах на их услуги. Основная их проблема в том, что они либо в силу собственной жадности, либо в силу собственного неумения организоваться не могли предложить правильные продукты по справедливой для клиента цене», - объясняет Руслан Никифоров, гендиректор компании «АМТ консалтинг групп».

Рост на фоне спада

Многие известные тренеры скорректировали свой прайс-лист чуть ли не вдвое, а те, кто раньше работал исключительно с корпоративными клиентами, неожиданно стали предлагать открытые и недорогие семинары для всех желающих. Такая переориентация оправданна: если заказы от компаний сошли на нет, то на открытые тренинги - настоящий бум.

«У нас количество слушателей с ноября прошлого года выросло в два с половиной раза. У одних есть потребность пообщаться с экспертом в той или иной области (например, по недвижимости, открытию своего бизнеса с нуля и др.) - таких 10-15%, остальные рассматривают тренинг как возможность заполнить свой досуг, пообщаться с тренером или другими людьми, получить возможность увидеть и задать вопрос «звезде» - известному человеку, проводящему тренинг (Оксане Робски, Ирине Хакамаде или Антону Носику)», - говорит основатель компании «Сити-класс» Наталья Киселева. Но «Сити-класс» изначально специализировался именно на коротких (двух-трехчасовых) и недорогих (стоимостью 1100-3500 тыс. руб.) семинарах по самым различным темам. Здесь «Восточный массаж» и «Excel для руководителей», «Жесткие переговоры» и «Как удержать мужчину», «Роспись по бархату» и «Эффективное управление временем».

Основная же масса крупных тренинговых компаний ориентировались на дорогие семинары, рассчитанные на период от двух-трех дней до месяца. «Некоторые вовсе не работали «с улицей», а только с компаниями - проводили тренинги для персонала. Сегодня они вынуждены «идти в народ»», - рассказывает один из тренеров. Впрочем, в «АМТ консалтинг групп» снижения спроса на обучение и тренинги не заметили. «У нас он точно не уменьшился. Если же говорить про корпоративный сектор, то сегодня руководители фирм не готовы платить лишь за модные фишки или «супертехнологии». Они хотят понимать, что они получат в конце, - считает Руслан Никифоров. - Востребованы тренеры, приносящие результат. Поэтому если вы умеете готовить менеджеров по продажам условно за два часа, а всех остальных за три дня, то тренинг будет востребован».

Массовый интерес к тренингам рекрутеров и самих тренеров также не удивляет. Если раньше за повышение квалификации сотрудников платил работодатель, теперь каждый занимается своим образованием самостоятельно и оплачивает его сам. «У компаний, во-первых, нет на это средств, а во-вторых, появилась возможность брать на работу специалистов, которые раньше были недоступны. В то же время многие из тех, кто потерял работу или сам решил уйти и при этом имеет достаточно средств, сейчас инвестирует их в себя. Поэтому различные тренеры и тренинги в почете», - объясняет Ольга Бруковская, директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter. Увольнение и страх потери работы - основные причины того, что люди стали интересоваться повышением собственной эффективности. «Многие экономят на образовании (МВА, втором высшем), но в то же время, имея небольшой опыт работы или при отсутствии практических навыков, готовы платить за короткие программы, ориентированные на приобретение определенных компетенций. Те, кого уволили, готовы для достижения уверенности в себе пройти курсы личностного роста. Еще одна тенденция: у многих в кризис свободного времени стало больше, чем раньше, теперь оно есть и на семью, на общение с родными. Однако навыки этого общения утеряны, и, дабы наверстать упущенное, они идут на семинары по межличностному общению», - объясняет Лидия Жирнова.

Тренеры же, подстраиваясь под клиентов, расширяют свой арсенал, предлагают им наиболее востребованные курсы: «бизнес-тренинг», «продажи», «психология отношений», «ораторские тренинги», «тайм-менеджмент» и другие. «Сейчас самые востребованные темы - «женские», слабый пол с наступлением кризиса активнее ищет вторую половину и ответ на вопрос «как привлечь и удержать мужчину?». На всех семинарах, затрагивающих отношения между полами, - аншлаги. Впрочем, как и на прикладных занятиях - приготовление суши и коктейлей, работа с Photoshop. Высокий спрос и на «антикризисный маркетинг»», - рассказывает Наталья Киселева. Удивительно, но финансовая тематика волнует людей гораздо меньше: семинары на темы «как сохранить и преумножить», «инвестиции», «финансовое планирование» в расписании на май у «Сити-класса» найти не удалось. «Из бизнес-тренингов на первом месте по популярности, как всегда, – тренинги продаж, из новых «антикризисных» направлений, - «малобюджетный маркетинг» и создание старт-апов, а если говорить о массовом спросе - то здесь на первом месте «карьерные» темы», - говорит бизнес-консультант Михаил Рыбаков.

В условиях жесточайшей борьбы за клиента некоторые тренеры берутся вести даже то, что знают не слишком хорошо. Такая тенденция опасна прежде всего для участников тренингов, уверяют эксперты. «Рынок наводнило большое количество безработных тренеров. В этой ситуации им ничего не остается, как предлагать открытые программы. И естественно, что самыми распространенными стали занятия по «личностному росту», «карьере»: у людей которые давно без работы, падает самооценка, теряется вера в себя. И реклама - «приходи, и мы расскажем, как все исправить», «как обрести уверенность в себе» - действует на них», - уверяет Людмила Козлова. Только затем наступает серьезное разочарование - либо из-за низкой квалификации тренера, либо из-за неоправдавшихся ожиданий, ведь ни один тренер не может дать твердой гарантии трудоустройства или обретения семейного счастья.

Поделиться в сетях:

Вы можете оставить свои данные в форме ниже, и наши специалисты обязательно свяжутся с Вами.