Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Компании начали сокращать социальные льготы
Публикации в СМИ
01.06.2009 Журнал «Генеральный директор», №6 (42)

Компании начали сокращать социальные льготы

Людмила Козлова с экспертным мнением для журнала "Генеральный директор".

С начала кризиса прошло девять месяцев, но для подавляющего большинства компаний оптимизация расходов на персонал остается актуальной. Так, в апреле только 8% участников нашего исследования указали: их ситуация настолько стабильна, что они не ставят никаких антикризисных целей в управлении персоналом (в декабре 2008 года таких компаний было 24%). Еще 4% компаний указали, что их основная цель на ближайшее время - увеличение штата в связи с развитием бизнеса; это на 2% меньше, чем в декабре 2008 года. Такие ответы давали преимущественно западные компании, работающие в области фармацевтики, медицинского оборудования и товаров народного потребления. Таким образом, остальные компании вынуждены оптимизировать расходы на персонал. Меры прежние: сокращение численности персонала, заработной платы, расходов на социальные льготы и обучение. Но сменились меры, занимающие первые строчки рейтинга. Теперь наиболее популярной мишенью при сокращении расходов на персонал стали затраты на обучение сотрудников (67%). На втором месте - социальные льготы (в апреле на это указали 65 % компаний, в январе - 32%). По-прежнему популярная мера - сокращение численности (в апреле о нем заявили 52% компаний, в январе - 43%), а наименее популярно сокращение окладов (по состоянию на апрель к нему прибегают только 17% компаний).

Какие социальные льготы попали под удар

Большинство компаний в феврале 2009 года сократили расходы на социальные льготы (68%). Мы связываем это с тем, что в январе у них закончились годовые контракты с провайдерами и появилась возможность пересмотреть социальные пакеты. Российские компании оказались более решительны в сокращении расходов. Основные льготы, попадающие под сокращение, остались прежними: сотовая связь, добровольное медицинское страхование (ДМС) и предоставление служебного автомобиля (см. рис. 1). Обратите внимание: ДМС фигурирует в результатах исследования в списках как внедряемых, так и сокращаемых льгот. Объясняется это тем, что сейчас многие страховые фирмы снижают стоимость полисов, и компании, которые чувствуют себя неплохо, имеют возможность улучшить социальный пакет без существенного увеличения стоимости.

То есть ответ "Расширили объем льготы" не означает, что компании стали тратить больше денег на эту льготу. А вот программы страхования жизни и страхования от несчастного случая редко попадают под сокращение: с одной стороны, компаниям с опасным производством или тем, деятельность которых связана с частыми командировками сотрудников, от этой льготы трудно отказаться, с другой - подобные программы стоят недорого или предлагаются как бонус к программам ДМС.

Серьезнее других пострадали бюджеты на обучение. Большинство компаний оставили только внешнее обучение, без которого компания не может функционировать (например, сертифицируемые навыки по технике безопасности или по работе со сложным оборудованием). Лишь 14% компаний расширяют внутренние образовательные программы. Впрочем, некоторые компании уже начали обратные действия. Так, ожидается, что к июлю 2009 года в части компаний будут внедрены или расширены следующие льготы: добровольное медицинское страхование (4,3% компаний), пенсионные планы (3,1%), оплата обедов (1,9%). Отмечу, что процесс внедрения пенсионных планов очень трудоемок и долог, а значит, соответствующие решения были приняты компаниями еще в докризисное время.

Компании продолжают сокращать оклады

В этом году большинство компаний отказались от ставшего традиционным ежегодного пересмотра заработной платы. Ранее, по данным обзоров заработных плат Watson Wyatt Data Services (WWDS), около 90% компаний ежегодно пересматривали зарплаты сотрудников в сторону увеличения. Они делали это под давлением двух основных факторов: удорожания жизни (инфляции) и изменений на рынке труда. Первый фактор остается актуальным и сегодня: по данным Росстата, индекс потребительских цен по России в целом составил +13,2% за год (с мая 2008 по апрель 2009 года), а, по нашим данным, в 95% компаний зарплаты установлены в рублях. Однако давление рынка труда ослабло, и только 29% компаний предусмотрели в бюджете повышение заработной платы в этом году. Объем повышения также меньше привычного: медианное повышение составит 10%, в то время как год назад медиана составляла 12% (данные WWDS). Таким образом, планируемое повышение уровня зарплаты не покрывает удорожания жизни. Значительная доля компаний осуществляет эти изменения в апреле (30%), чуть меньше компаний повысят заработную плату в июне - июле (11 и 12% соответственно). С декабря прошлого года количество компаний, снижающих оклады сотрудников, продолжает расти. Это процесс не быстрый, поскольку от принятия решения до его реализации в соответствии с требованиями Трудового кодекса должно пройти не менее двух месяцев. Некоторые компании приняли решение о снижении зарплат исходя из итогов финансового года, подведенных в марте, поэтому в ближайшие три месяца следует ожидать увеличения доли компаний, сокращающих оклады. По данным нашего исследования, к июлю 2009 года 36% российских компаний снизят базовую часть зарплаты. Изменения коснулись и переменной части зарплаты. Выплаты продолжают снижаться относительно аналогичных периодов прошлого года. Низкие по сравнению с 2008 годом финансовые показатели компании отражаются на доходах сотрудников. Так, по данным на 1 апреля 2009 года, 64% российских компаний и 45% иностранных фирм сократили премиальные выплаты. Мы ожидаем, что доля компаний, снижающих объем переменных выплат, будет нарастать, и во многих компаниях до конца года подходы к оплате труда будут пересмотрены.

Компании все меньше сокращают персонал

Данные (в среднем по рынку) свидетельствуют о том, что российские компании прошли пик сокращений в январе-феврале этого года (см. также рис. 2). Если в марте 70% компаний заявили, что они сокращают персонал, то в апреле их уже было 67%. Однако иностранные фирмы продолжают снижать численность работников. Чаще всего под сокращение попадают: рабочие (53% производственных компаний сократили персонал этой категории);
специалисты, профессионалы без руководящих обязанностей (44 % компаний);
линейный непроизводственный персонал (40% компаний).

Экспертное мнение

Людмила Козлова, Директор по развитию кадрового агентства Юнити, Москва. Уровень зарплаты Генеральных Директоров с начала кризиса менялся, так же как и у других специалистов (например, зарплата менеджеров по подбору персонала в марте этого года по сравнению с прошлым августом упала на 30 %). Однако это происходило более плавно, были даже положительные всплески уровня зарплаты (см. таблицу). По данным апреля, размер оплаты начинает приближаться к докризисному. Дело в том, что влияние Генерального Директора на бизнес значительно больше, чем рядовых сотрудников. А всплески уровня зарплаты объясняются тем, что если компания решается на смену Генерального Директора в кризис, то хочет найти особенного человека, а значит, имеет возможность выделить на это ресурсы, материальные в том числе.

Поделиться в сетях:

Вы можете оставить свои данные в форме ниже, и наши специалисты обязательно свяжутся с Вами.