Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Без страха и упрека
Публикации в СМИ
02.11.2009 Журнал «Карьера»

Без страха и упрека

Когда уверенность в будущем тает на глазах, настоящее становится особенно ценным настолько, что именно на него люди готовы тратить последние деньги. Поэтому сегодня страхование - необыкновенно востребованная сфера деятельности.

Из истории последних лет российских страховых титанов: 2007 год, пожар на заводе по производству телевизоров в Александрове -страховое возмещение «Ингосстраха» - 38 миллионов рублей; 2008 год, взрыв газа в частном жилом доме в Подмосковье - страховые выплаты «Росгосстраха» по ущербу физического лица - 35 миллионов рублей. А сколько ещё затонувших кораблей, затопленных квартир и угнанных машин... Страховщики готовы платить компенсации не только по знакомым земным проблемам, но и по самым что ни на есть космическим. Ежегодно Россия запускает десятки спутников. Как правило, удачно. Но не всегда. Три года назад потерпел аварию космический аппарат «Экспресс-А1Р». «Росгосстрах» возместил ФГУП «Космическая связь» 697,9 миллиона рублей. В 2009 году - частичная гибель космического аппарата «Экспресе-АМ2». В этот раз страховая выплата «Ингосстраха» бьет все рекорды - один миллиард рублей.

Между тем, должно было случиться энное количество катастроф разного масштаба, чтобы понятие «страховка» осело в нашем сознании. Таков уж российский менталитет. Слишком долго мы жили вообще безо всякой страховки. И это было естественным. Это как будто добавляло жизни вкуса и адреналина. Сознательный риск порой даже вызывал восхищение. «Тормоза придумал трус», «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» - пожалуй, ни в одной стране мира эти поговорки не озвучивают так часто, как у нас.

Тем временем на Западе давным-давно страхуют не только очевидное - жизнь, здоровье, недвижимость, транспорт, вклады, но и подчас совершенно невероятное - любимых животных, вплоть до рыбок и хомячков, особо ценные части тела, в меру собственной фантазии, фамильные сервизы и вазочки. Чем активнее россияне выезжали за границу, тем сильнее становилось их желание приобщиться к такой культуре жизни. И вот уже и наши звезды шоу-бизнеса развлекают общественность, страхуя на гигантские суммы собственные ноги, руки, уши и голоса. А уж КАСКО и медстраховка - неотъемлемые статьи расходов практически любого современного клерка, не говоря уже об ОСАГО, без которого законопослушному автомобилисту и дороги нет.

Однако и по сей день для миллионов соотечественников за гранью понимания не то что схемы оформления и действия каких бы то ни было страховых полисов, но даже их назначение. Для работы с такой непростой потенциальной клиентурой одного дара убеждения мало, понадобится весь арсенал профессиональных навыков. Поскольку страховые профессии, в принципе, в массовом масштабе стали необходимы не так давно, профильных институтов создать ещё не успели. Зато есть специализированные кафедры. К тому же у многих крупных страховых компаний есть собственные учебные центры. Но, прежде всего, определиться надо со специальностью. В страховании они разделены довольно четко.

Продавцы «антистресса»

Эти люди - ключевые сотрудники любой страховой компании. Они - гаранты успеха и процветания бизнеса. Их компетенция - симбиоз маркетинга и промоушна. Сверхзадача - обеспечить активные и стабильные продажи главного продукта отрасли - страховок. Работать можно как с частными лицами, так и с целыми корпорациями, как штатным сотрудником в офисе, так и вне штата по собственному графику. В первом случае профессию называют финансовый консультант. Во втором - страховой агент.

Феномен специальности в том, что попасть в нее можно фактически «с улицы». И «вес» диплома в данном случае не столь принципиален.

Строго говоря, законченного высшего образования может не быть вовсе.

В эту страховую нишу обычно легко пускают и студентов, и представителей совершенно других областей. Но при всей кажущейся незамысловатости эта стартовая ступенька в страховании может оказаться очень и очень перспективной. «Именно в подразделении продаж молодому специалисту непрофильной специальности проще всего понять, какая область страхования ему интереснее и ближе, - замечает ведущий специалист по подбора персонала кадрового агентства Юнити Антон Куприянов. - С приходом кризиса многие компании сократили фиксированный оклад для своих страховых агентов, но увеличили им комиссию по проданным продуктам. В итоге многие эффективные агенты, которые обеспечивают значительный уровень продаж, стали получать ощутимо больше. Уже после года активных продаж такие специалисты могут позволить себе купить квартиру или машину. "Волка ноги кормят", знаете ли. А чтобы устроиться в страховую компанию, что называется, "с нуля", достаточно успешно пройти курс обучения в корпоративной школе».

Подобные школы страховых агентов и финансовых консультантов работают почти в каждой крупной страховой компании. По статистике, из десяти новичков, прошедших в них обучение, шестеро остаются работать. Причем компании заинтересованы в том, чтобы «вырастить» работника прицельно для себя, чтобы он изначально вникал в специфику конкретного бизнеса. Страховая компания берет на себя все расходы по подготовке молодого «бойца», выделяет каждому персонального куратора, который помогает подопечному не только учиться, но и оформлять свои первые полисы.

«Система подготовки в Школе страхового агента "Росгосстраха" построена так, чтобы каждый желающий смог освоить профессию, - рассказывает начальник отдела методологии и проведения тренинговых программ Департамента по работе с персоналом компании "Росгосстрах" Елена Зорина. - Поскольку это финансовые услуги, необходимо будет научиться профессиональным расчетам. Большую помощь окажут навыки работы с людьми, в частности, умение убеждать, опыт самоорганизации. Базовые качества будущего успешного страхового агента - коммуникабельность, активная жизненная позиция, обучаемость, желание работать и зарабатывать. Этими качествами обладают многие, но далеко не все готовы пройти через трудности получения первого опыта в страховании и формирования своей клиентской базы. Поэтому важна ещё и поддержка близких, новых коллег по компании и настойчивость в освоении новой и очень перспективной профессии. Успех всегда зависит от нас самих, а в этой профессии особенно. Успешный страховой агент всегда в состоянии готовности продавать, всегда готов об этом рассказывать, получать новые контакты, рекомендации».

Иными словами, чтобы убеждать людей платить за жизнь без страха и упрека, страховые агенты и консультанты должны уметь эту «модель» демонстрировать на собственном примере. Если природных данных для этого не хватает, есть смысл поучиться и по капитальной институтской схеме. В числе самых популярных московских вузов, выпускающих дипломированных страховщиков, - кафедра «Управление рисками и страхование» на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра «Страховое дело» в Финансовой академии при Правительстве РФ и Школа страхового бизнеса МГИМО.

Гаранты спокойствия

Следующее направление страховой деятельности - работа непосредственно с «готовым» клиентом и «предметом» его страхования.

Сначала это делает предстраховой эксперт или - в особых случаях - андеррайтер (от английского underwriter - «подписант», лицо, решающее, принять или не принять риски в страхование, и визирующее документ). Встреча с ним назначается, как только потенциальный клиент дает принципиальное согласие на оформление того или иного страхового полиса. Задача предстрахового эксперта (андеррайтера) - предельно внимательно осмотреть объект, подробнейшим образом описать его в деталях и главное - оценить возможные риски: не только саму их вероятность, но и характер. Причем сделать все это нужно с максимальной ответственностью, ведь итог инспекции - личная подпись в страховом договоре.

Профессия, от представителей которой требуется ничуть не меньшая ответственность и концентрация, - страховой эксперт (или аварийный комиссар). В отличие от предстраховых экспертов или андеррайтеров, которым приходится общаться с очень разными, часто капризными и чрезмерно въедливыми, но все-таки, как правило, позитивно настроенными людьми, работа аварийных комиссаров - постоянное погружение в стресс. Они приходят на помощь тогда, когда страховой случай уже произошел. И надо быть очень хорошим психологом и дипломатом, чтобы суметь в этих ситуациях не только терпеливо слушать про обстоятельства ЧП, адекватно оценивать ущерб от них и находить нужные слова для каждого пострадавшего, но и сохранять равновесие своей собственной нервной системы. Именно поэтому страховых экспертов и андеррайтеров для начала почти всегда отправляют на специализированные тренинги, основные темы которых - психология межличностного общения и, конечно, управление рисками.

Поделиться в сетях:

Вы можете оставить свои данные в форме ниже, и наши специалисты обязательно свяжутся с Вами.