Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Сети раскинуты
Публикации в СМИ
18.02.2011 Газета «Профессия»

Сети раскинуты

Обобщая прошлогодние тенденции на кадровом рынке ритейла, рекрутеры отмечают, что розничные сети вплотную занялись подбором персонала. Однако стали делать это вдумчиво и серьезно, пытаясь добиться оптимальных показателей количества сотрудников, а также их цены и качества.

Вдумчивость

Быть осмотрительными в подборе и мотивации ритейлеров заставляют довольно сдержанные темпы восстановления отрасли. По информации Росстата, оборот розничной торговли за 11 месяцев 2010 года увеличился только на 4,5% (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). А внушающий оптимизм рост потребительских расходов на товары повседневного спроса, который, по данным исследовательского холдинга «Ромир», в минувшем декабре достиг 18% (к декабрю 2009 года), за минусом инфляции составляет лишь 3-8%.

Однако любое оживление радует бизнес, что быстро сказывается на кадровой политике компаний. «На самом деле торговля - та отрасль, где потребность в новых сотрудниках есть постоянно. И в тяжелом 2009 году ритейлеры набирали персонал, но только линейный - постоянно подверженный текучке. При этом работодатели были сильно озабочены вопросом, где найти более или менее достойных кандидатов на те зарплаты, которые они готовы платить, - рассказывает Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства Юнити. - За помощью к агентствам торговые сети стали обращаться с весны 2010 года. Причем подбирать стали мидл- и топ-менеджмент, а также персонал back-офиса. Спрос довольно быстро начал расти».

По словам эксперта, к осени заказы на подбор персонала от компаний, специализирующихся на розничной торговле, составили 20% от общего числа запросов работодателей. Однако, проанализировав докризисную модель поведения и обнаружив неэффективное расходование средств на персонал, сегодня работодатели справедливо страхуют себя от ошибок. Это сказывается на ужесточении требований к претендентам. И в первую очередь важен опыт работы кандидата в отрасли, неважно - управляющий магазином или бухгалтер. Кроме того, всё острее для нанимателя становится вопрос о лояльности работника. «Мы откажем в трудоустройстве, если соискатель был когда-то ранее замечен в воровстве, махинациях, непорядочности. Даже при наличии у него опыта и достижений в бизнесе», - не задумываясь, говорит Ирина Бритова, директор по маркетингу компании «Вкусные продукты» (Иркутская область).

«В кадровое агентство клиент, как правило, обращается только с теми вакансиями, на которые долгое время не может подобрать соискателей самостоятельно. При этом нередко случается, что после знакомства с рынком работодатель в итоге делает выбор в пользу внутреннего кандидата. Меньше риска! Ведь руководство уже знает достоинства и недостатки сотрудника, его мотиваций умеет влиять на него», - рассказывает Ольга Горюнова.

Один из любопытных трендов последних месяцев - интерес ритейлеров к профессионалам HR-сферы. В частности, пользуются спросом кандидаты, имеющие опыт работы в рекрутинговом агентстве. Этот факт лишний раз подтверждает, что проблема подбора снова взволновала ритейл, однако сети хотят решить ее грамотно и рационально использовать при этом имеющиеся ресурсы.

Экономия

Несмотря на то, что ритейлеры не торопятся тратить лишние средства, активный спрос на персонал все-таки привел к небольшому увеличению уровня вознаграждений в отрасли. «Зарплаты, в целом, порадовали, - делает вывод эксперт кадрового агентства Юнити. - По итогам минувшего года компенсации, в среднем, показали рост на уровне 5-10%». Ставки линейного персонала составляют от 18 000 до 30 000 руб. Управленцы среднего звена в крупных сетях рассчитывают на сумму от 60 000 до 150 000 руб.

Надо заметить, что около половины заказов на подбор в последнее время приходится на непрофильных специалистов. Чаще других работодатели подбирают бухгалтеров. Сети среднего масштаба специалисту на участок предлагают около 45 000 руб., главному бухгалтеру - до 150 000. Еще одно направление, где рекрутеры отмечают спрос, - логистика. Зарплаты тут во многом зависят от размера сети: так, руководителю складского комплекса в компании регионального масштаба предлагают около 80 000 руб.; директору по логистике, начальнику крупного логистического отдела - 100 000 руб.

«Говоря о тенденциях, следует обратить внимание и на такое явление, как усиленная ротация управленцев высшего звена коммерческого и финансового направлений ритейла, - акцентирует внимание независимый коуч, консультант по карьере Александр Королёв. - Причем имеет место ротация как внутренняя, так и внешняя. В 2010-м топы весьма энергично меняли подразделения и компании. А конец года и вовсе ознаменовался несколькими громкими переходами генеральных директоров. Объясняется это, впрочем, просто: курс экономии и выживания сменился на развитие, и компаниям нужны свежие идеи и умы».

Динамика увеличения окладов топ-состава несколько отличается от средней по отрасли, и составила в 2010 году 15-20%. Дополнительный рост доходов обеспечили менеджерам верхнего звена бонусы по итогам года, который, судя по общим результатам отрасли, показал-таки прибыль. Так, вслед за Х5 Retail Group к созданию собственных опционных программ пришла динамично развивающаяся сеть «Магнит». Премированы более 150 ключевых ее топ-менеджеров, которые в 2011 году могут получить либо акции компании, либо их денежный эквивалент. Суммы варьируются от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Аналогичные проекты вскоре готовы запустить «М.видео» и ряд других известных игроков рынка розничной торговли.

Приоритеты

Отдельной темой для ритейлеров в 2010 году стало развитие регионов. «Вслед за оживающими инвестициями активизируется спрос на персонал, который и будет их осваивать. Так, за последнее время поступило несколько заказов от крупных сетей на подбор кандидатов на должность куратора региона в головной офис», - замечает Ольга Горюнова. Кроме того, по словам эксперта, число клиентов кадровых агентств постоянно увеличивается за счет более мелких местных ритейлеров.

«Российским областям кадры действительно нужны, - соглашается Ирина Бритова. - Существует потребность в продавцах, кассирах, поварах, грузчиках, сотрудниках службы безопасности. В условиях нехватки достойных специалистов мы нередко идем на то, что принимаем людей без опыта работы в торговле и обучаем сами, если видим, что кандидат порядочен, честен, умеет общаться с людьми и у него есть желание трудиться. И, кстати, убеждаемся, что порой легче научить человека правильно работать «с нуля», нежели переучивать».

«Толковых специалистов среднего и высшего звена в глубинке найти значительно сложнее. Даже товароведа такого уровня подготовки, какой был в советские годы, сегодня «Используем все способы для поиска, - продолжает Ирина Бритова. - Привлекаем сотрудников, опираясь на рекомендации, обращаемся в кадровые агентства, воспитываем сами. В нашей сети не единичны примеры, когда кассир за три-четыре года вырастал в директора магазина».

По словам эксперта кадрового агентства Юнити, как правило, вакансии среднего уровня региональные сети закрывают, привлекая местных соискателей. Поскольку зарплатные ожидания москвичей, готовых отправиться в глубинку, в полтора-два раза выше аппетитов доморощенных специалистов. К уровню московских расценок сравнительно близки лишь Санкт-Петербург, Екатеринбург, предолимпийский Краснодар, Тюмень.

Высшее звено, ввиду дефицита соответствующих кандидатов, нередко имеет столичное происхождение, особенно на этапе start-up. Однако нанять кандидата из центра позволить себе могут лишь достаточно крупные и/или дальновидные компании, готовые инвестировать в раскрутку. Ведь помимо высокой зарплаты перемещение столичных специалистов часто требует финансирования релокационных программ, предполагающих компенсацию затрат на переезд и проживание в другом городе.

На перспективу

Заглядывая в будущее, эксперты склоняются к мнению, что в 2011 году кадровая политика ритейлеров останется сдержанной. Подобное настроение отражают и данные исследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле Росстата. Давая прогнозы на первый квартал нового года, большинство респондентов (84%) отметило, что численность персонала в компании не увеличится.

«Резкого скачка спроса на персонал в торговле, конечно, не ожидается, - подтверждает Ольга Горюнова. - Однако это не значит, что на рынке вовсе не будет вакансий из ритейла. На линейный персонал там спрос есть всегда, а востребованность менеджеров среднего звена будет поддерживать стратегия повышения прибыльности бизнеса - управленцев будут стараться заменить на более эффективных».

Не исключено, что на начало года как раз придется волна подобных ротаций. «Праздники - уникальное время для ритейлера. Но не столько в качестве получения максимальной прибыли, сколько в виде возможности сделать долгосрочные интеллектуальные инвестиции в собственный бизнес. Например, самое время оптимизировать кадровую политику, - такого мнения придерживается Александр Королёв. - Ведь именно в праздники работа ритейлеров (особенно front-офисов) представлена в концентрированном виде, где налицо все огрехи организации процесса в целом и процесса труда в частности».

Так, «Детский мир» усилил в предновогодние дни рядовой штат топ-менеджерами, отправив их «в поля». Поэтому вполне возможно, что подарочного зайца вам выбирал нынче не кто иной, как финансовый директор компании в майке консультанта торгового зала. Подобный шаг помогает решать сразу несколько задач. Магазины бесплатно получают дополнительные человеко-единицы в период активного наплыва покупателей, а высшее звено видит торговый процесс изнутри.

Что касается прогнозов изменения уровня заработных плат, то рекрутеры закладывают в среднем 10% - в пределах инфляции. Правда, это если рынок не подкинет каких-то очередных неприятных сюрпризов.

В прошлом году, например, и ритейлеры остро переживали сначала нововведения в торговое законодательство; затем последствия аномальной жары и пожаров вкупе со взлетом цен на гречку; а в конце года новые изменения в КоАП, закрепившие штрафные санкции за нарушение закона «О торговле» до 5 млн. рублей. Год наступивший, хоть и юн еще, но уже тревожит, например, решением о повышении с 1 января 2011 страховых взносов.

Однако, по мнению Ольги Горюновой, подобные внешние факторы мало изменят стратегию подбора персонала и спрос на кандидатов. «Безусловно, ужесточение контроля деятельности торговых организаций со стороны государства заставит ритейлеров внимательнее следить за работой своих сотрудников, в особенности руководящего звена. Однако вряд ли нововведения станут причиной сокращения численности персонала. Если говорить о системе оплаты труда, то есть риск, что некоторые преобразования могут подтолкнуть к использованию нелегальных схем. Ведь, как правило, столкнувшись с тем или иным изменением, наши компании стремятся найти быстрый способ адаптироваться, а при благоприятном раскладе даже выиграть в новой ситуации. Надо заметить, что это повысит интерес к опытным специалистов, которые могут найти решение очередной проблемы».

Поделиться в сетях:

Вы можете оставить свои данные в форме ниже, и наши специалисты обязательно свяжутся с Вами.