Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Осторожно, оптимизируем!
Публикации в СМИ

Осторожно, оптимизируем!

Текст: Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства Юнити

Ольга Горюнова Затянувшийся период неопределенности вынуждает бизнес перейти к сокращениям персонала. Так, по данным hh.ru, в феврале на одну вакансию в среднем приходилось 2,9 резюме не работающих на данный момент соискателей. Этот показатель более чем в полтора раза выше, чем год назад.

Опросы показывают, что выведение из штата наименее эффективных сотрудников – это антикризисная мера, которую выбирает подавляющее большинство бизнесов. К сожалению, выбор стоит между теми, кого долго искали и тщательно отбирали, и теми, кого вырастили и в кого вложили много сил и денег.

Чтобы принять решение, компании обычно опираются на несколько факторов.
Первый – ситуация в отрасли. Сигналом, определяющим состояние в конкретной сфере, является проектный портфель компании. Мониторинг рынка труда, регулярно проводимый агентством «Юнити», показывает, что в лучшем положении сейчас отрасли, которым государство обещало или уже оказало поддержку (например, пищевая промышленность, фармацевтика и IT-сектор). В этих направлениях сохраняется спрос на редких инженерных специалистов и квалифицированных управленцев.

При оценке ситуации учитывается и наличие дефицита персонала, особенно если компания работает в каком-то узком сегменте. Сейчас поиск высококвалифицированных и узких технических специалистов по сложности для работодателей приблизился к поиску управленцев. Поэтому многие производственные компании должны принимать решение о сокращении с оглядкой на дефицит.

Вторым фактором, определяющим меры оптимизации, является масштаб бизнеса компании. Крупные игроки имеют больше шансов на выживание. Поэтому они, как правило, идут по более длинному пути оптимизации, начиная с анализа бизнес-процессов и их улучшения. Выводятся из штата сотрудники только после оценки их эффективности. Небольшие компании сокращают расходы, внедряя удаленные способы работы. Среди специалистов, которые в первую очередь получают предложение поработать дома за меньшие деньги, – бухгалтеры, маркетологи.

Зависит решение о сокращении и от стратегии. Общим трендом стал рост спроса на продажников во всех сферах, спровоцированный снижением бизнес-активности. В кризис недостаток квалификации специалиста резко проявляется в снижении объемов сбыта, и работник становится претендентом номер один на увольнение или замену. Тактика отсева других специалистов зависит от индивидуальной стратегии. Ведь в процессе оптимизации необходимо учитывать, какое количество специалистов понадобится для решения той или иной задачи, а также то, какими компетенциями они должны обладать.

Однако сокращения носят точечный характер. Компании боятся повторить ошибки прошлого кризиса. Тогда буквально через три-шесть месяцев после волны увольнений пришлось подбирать персонал заново. Чтобы сохранить коллектив, многие компании идут на корректировки заработной платы, в частности, пропорционально сокращая вознаграждение и рабочее время или объем работ, а также временно уменьшая зарплаты (оклад или переменную его часть).

В целом по рынку заметно небольшое снижение уровня оплаты труда. По данным Юнити, с середины прошлого года работодатели во многих сферах были ориентированы на нижнюю планку рыночных зарплат, а почувствовав в этом году наплыв соискателей, стараются еще сильнее снизить предложение. Кандидаты тоже ощутили конкуренцию и сами умерили свои аппетиты. Среди них даже наиболее востребованные продажники. Их суммарный доход напрямую зависит от объемов сбыта, и, понимая ситуацию, они готовы на снижение.

Поделиться в сетях: