Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Спасибо, дворник!
Публикации в СМИ

Спасибо, дворник!

Мы оцениваем другие профессии лишь эмоционально

Текст: Татьяна Батенёва

Спасибо, дворник

Одни профессии окружены ореолом необычности или героизма. Другие нам кажутся обыденными и скучными. Третьи - слишком тяжелыми и грязными. Но это всего лишь наши ощущения.

Исследовательский центр портала Superjob выяснил, с какими эмоциями у россиян ассоциируются 35 различных профессий. Выяснилось: восхищение у большинства вызывают космонавты, летчики и... переводчики. Уважением пользуются учителя и инженеры. Благодарность мы испытываем к дворникам, ветеринарам и медсестрам. Завидуем опять же переводчикам, летчикам и программистам. Мы безразличны к охранникам, кондукторам, курьерам, официантам, грузчикам и секретарям. Не доверяем полицейским и врачам. Сильное раздражение вызывают у большинства коллекторы и рекрутеры. И абсолютными аутсайдерами рейтинга стали чиновники - они вызывают у многих и недоверие, и раздражение, и неприязнь.

Скорее всего, наши эмоции по отношению к той или иной профессии вызваны тем, что мы представляем ее весьма поверхностно - по фильмам, публикациям, краткому общению и - редко - по реальному их наполнению. Можно ли изменить эмоциональные оценки, повысить престиж профессий малопопулярных?

- Один из факторов, влияющих на отсутствие позитивных эмоций в адрес профессий, - недостаток знаний, скудная осведомленность о них, - считает руководитель группы подбора персонала кадрового агентства Юнити Светлана Александрук. - В популяризации профессий должны участвовать прежде всего образовательные учреждения, и оптимально - с поддержкой компаний, заинтересованных в формировании кадрового резерва на долгосрочную перспективу. Есть и такой фактор, как искусственно созданный интерес к ряду профессий, в которых якобы можно заработать больше денег. А что для этого надо, через что придется пройти, какими задатками надо обладать, чтобы стать успешным в ней, - об этом рассказывают редко.

Восхищение у большинства вызывают космонавты, летчики и… переводчики. Уважением пользуются учителя и инженеры. Благодарность мы испытываем к дворникам, ветеринарам и медсестрам. Завидуем летчикам и программистам

- Повышение престижа непопулярных профессий требует значительных ресурсов, - уверен коммерческий директор компании Kelly Services Илья Ильин. - Это и внедрение новых технологий, технических новинок, которые облегчают работу. И гарантии социальных льгот, специальных программ для работников и членов семей. Свою роль играет и законодательство. Например, закон о запрете заемного труда, который впервые урегулировал положение временных работников и тем самым повысил привлекательность этой формы занятости. Влияет на общественное мнение и социальная реклама.

Квалифицированный HR-специалист подробно и четко рассказывает соискателям не только о плюсах той или иной профессии или позиции, но и о связанных с ними трудностях и рисках.

- Набирая к себе в команду людей, я предпочитаю сразу рассказывать не только о красочных перспективах и возможностях профессии рекрутера, - делится опытом Светлана Александрук. - Стараюсь погрузить специалиста в те сложности, с которыми он столкнется. Это может быть и ненормированный график работы, и отсутствие четкой границы рабочего и свободного времени, и постоянная необходимость переключаться на абсолютно разные отрасли наших заказчиков, и готовность осваивать компетенции, важные для тех профессий, в которых, как вам кажется, вы никогда не захотите себя увидеть.

- Удачи в этой сфере практически всегда связаны с грамотными управленческими решениями, - продолжает Илья Ильин. - Например, решая задачу по снижению текучести персонала одной из таких непопулярных производственных профессий, мы выяснили, что одной из главных ее причин является "брошенность" сотрудников. Новые работники просто не знали, куда и по каким вопросам обращаться, что делать в непредвиденных ситуациях, а в итоге чувствовали себя "ненужными" и увольнялись. Мы разработали социальную программу, которая включала в себя информирование по наиболее часто задаваемым вопросам, напоминание об элементарных правилах безопасности и демонстрацию сотрудникам того, что они не просто "временный персонал", а сотрудники компании, которая готова о них заботиться. Эти меры позволили сократить текучесть на 11%.

Поделиться в сетях: