Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Отдать, чтобы получить
Публикации в СМИ

Отдать, чтобы получить

Растет доля российских компаний, использующих аутсорсинг

Текст: Татьяна Голубина (руководитель направления "Бизнес Ресурсы" кадрового агентства "Юнити")

Растет доля российских компаний использующих аутсорсинг

Большая часть предприятий России сейчас работает в ситуации серьезных ограничений, а это требует предельно внимательного отношения к управлению своими ресурсами. Бизнес избавляется от "жира", переходит на "энергосберегающий режим". Наиболее популярными остаются традиционные средства: сокращение расходов и производства. К середине этого года 42% российских работодателей проводили кризисные сокращения персонала, а 5% заявляли о таких планах. Но все больше топ-менеджеров стали обращаться к механизмам комплексного повышения продуктивности компаний - вводу современных форм организации труда, интенсификации использования производственных мощностей и ресурсов, модернизации систем планирования и управления. И в качестве одного из инструментов часто используют аутсорсинг.

На российском рынке аутсорсинг стал практиковаться в 1990-х годах с приходом интернациональных компаний. Для международного бизнеса это были привычные практики. К началу ХХI века общее число заемных сотрудников в Европе составило почти два миллиона человек, а к 2008 году уже 70% европейских компаний практиковали этот механизм. В США использовали аутсорсинг более 50% промышленных компаний. Во всем мире аутсорсинг стал применять и государственный сектор, а не только традиционно более прогрессивные частные компании.

Доля российских компаний, использующих аутсорсинг, в последние годы стабильно растет на 20%. Причем изменения коснулись не только количественных показателей. Подход к аутсорсингу менялся качественно. Возникло понимание, что передача вспомогательных функций специализированным компаниям-провайдерам - не банальное секвестирование расходов, а отличное средство повышения эффективности работы и производительности труда, обеспечения бесперебойности производственных процессов.

Аутсорсинг бухгалтерских, юридических, IT-, логистических, PR- и маркетинговых услуг распространен уже достаточно широко. В той или иной степени его используют уже 30% компаний. Все чаще, хотя не в полной мере и недостаточно решительно, используется аутсорсинг вспомогательных функций на промышленных предприятиях. Востребован аутсорсинг персонала для проектных или сезонных работ.

Говорить о полномасштабном использовании этого инструмента в отечественном бизнесе еще рано. Иностранные компании по-прежнему смелее избавляются от непрофильных активов и функций. Тем не менее в последние несколько лет многие провайдеры отмечают рост числа контрактов именно с российскими компаниями на 20%, и тенденция эта не изменится в кризис. Нет сомнений, что рынок аутсорсинга продолжит расти. IT-провайдеры, например, заявляют о 25%-ном росте продаж (данные Intercomp), а поставщики услуг в области бухгалтерского обслуживания предполагают увеличивать объемы на 5-15% в год (данные Orange Business Services). Требования к провайдерам аутсорс-услуг, несомненно, вырастут. Сейчас заказчики хотят работать с провайдерами-экспертами. Потенциальные клиенты внимательно изучают опыт работы аутсорс-компании в России, анализируют наличие квалифицированного персонала. Востребованы будут провайдеры с солидным портфолио проектов и штатом компетентных сотрудников, способных в разумные сроки и максимально эффективно организовать работу по новому проекту. Одной из ключевых тенденций станет большая специализация провайдеров, сегментация по направлениям предлагаемых услуг. Крупные провайдеры могут предложить широкий спектр аутсорс-услуг, но даже они заявляют о планах по концентрации усилий на одном или нескольких направлениях.

Серьезную роль в перераспределении сил на рынке аутсорсинга сыграет и вводимый с нового года закон о заемном труде. Вступление его в силу приведет к чистке рядов. Ведь именно существование недобросовестных провайдеров привело к принятию закона, к окончательной формулировке правил игры. В законе обозначены практически все уже исполнявшиеся солидными провайдерами нормы, но теперь все они сконцентрированы в одном документе. Несмотря на то что многие считают закон несовершенным, это хорошее начало для наведения порядка на рынке аутсорсинга. Одно из требований нового закона - субсидиарная ответственность заказчика и провайдера по отношению к работникам. Теперь заказчик вынужден будет заплатить внешним сотрудникам, которых кинул провайдер, а это означает, что требования к надежности поставщиков аутсорс-услуг увеличатся многократно.

Кроме дифференциации провайдеров по направлениям изменится и характер услуг, серьезные компании будут предлагать комплексный аутсорсинг бизнес-процессов и функций. Мелкие игроки - около 12% рынка, скорее всего, не справятся с административной, финансовой и налоговой нагрузкой и уйдут с рынка.

Преимущества аутсорсинга по оценкам западных компаний

Поделиться в сетях: