Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Что мотивирует ИТ-специалистов
Публикации в СМИ

Что мотивирует ИТ-специалистов

Текст: Николай Смирнов

Исследование, проведенное кадровым агентством Юнити в начале 2016 года, показало, что больше половины ИТ-компаний в прошлом году не вносили изменений в свои системы мотивации. Рекрутеры усматривают определенный риск в таком поведении работодателей. Кадровый рынок отрасли – один из самых оживленных: компании, которые не совершенствуют систему мотивации, могут из-за повышенной активности кандидатов столкнуться с проблемой удержания и привлечения персонала. На основе проведенного опроса эксперты составили рейтинг нематериальных факторов, привлекающих ИТ-специалистов.

Что привлекает ИТ-специалистов помимо денег
Источник: Fujitsu, 2016

Интересные проекты

Ключевыми ценностями для ИТ-специалиста являются самореализация и возможность творчески подходить к решению задач. «Для многих решение сложных задач становится долгосрочными инвестициями в себя, происходит повышение рыночной капитализации благодаря накоплению опыта, навыков и знаний», – считает Александр Шахов, руководитель департамента «IT/Telecom и Media» кадрового агентства Юнити. Нередко уникальный проект мотивирует специалистов больше, чем размер дохода, но сильно снижать планку не стоит – заработная плата должна быть в рыночных пределах.

Нетривиальные задачи – это, возможно, единственный шанс для молодых компаний заинтересовать качественного специалиста. Многие работодатели активно работают с выпускниками (или задумываются об этом), привлекают специалистов из других регионов, при этом готовы перевозить их за свой счет или же специально открывают офисы в регионах, если позволяют ресурсы либо в том случае, когда речь идет о долгосрочных проектах. Но сильных специалистов все равно не хватает, и при такой высокой конкуренции за кадры есть только два выхода: или предлагать заработную плату больше, чем у других, или заинтересовывать более масштабными и нетривиальными задачами.

Удержать персонал очень помогает индивидуальный подход при постановке задач. Компании выявляют скрытые интересы, стараются адаптировать проекты под конкретную личность. Видя лояльность со стороны компании, ИТ-профессионалы тоже готовы идти на уступки: в критически важных ситуациях они возьмутся за менее интересный для них проект и будут работать с полной отдачей.

Еще один способ, который предлагают руководители HR-служб, – горизонтальные перемещения. Их стоит трактовать как стимулирование интереса персонала к выполнению разноплановых задач. Допустимо и делегирование части полномочий руководителя сотруднику с выделением ему группы подчиненных и возложением ответственности за выполнение проекта. Это позволит специалисту проявить себя, почувствовать самостоятельность в выборе решений, воплотить собственные идеи.

Коллектив как генератор опыта

Из потребности ИТ-специалистов в самосовершенствовании вытекает еще один мотивирующий фактор: они ценят работу в коллективе профессионалов. Общение с коллегами для них – еще один способ получить нужный опыт. Однако сотрудники, несмотря на то что для них важно быть частью команды единомышленников, часто склонны к самостоятельной работе. Поэтому заставить ИТ-персонал участвовать в стандартных и единых для всех регулярных «летучках» или мозговых штурмах вряд ли получится. Специалист должен чувствовать свободу в корпоративном общении, обсуждать задачи совместно с коллегами не на обязательных планерках, а в удобное ему время.

ИТ-специалисту важно максимально быстро влиться в команду и понять механизмы действия компании. Интересным решением может стать геймификация, реализованная в корпоративной социальной сети.

Как менялась система мотивации ИТ-специалистов в 2015 году
Источник: Юнити, 2016

Удобное местонахождение офиса

Реальный факт: специалисты могут позволить себе выбирать место работы поближе к дому. Данный тренд, конечно, более характерен для больших городов, где сотрудники не хотят тратить много времени на дорогу, к тому же понимают, что часть задач можно вообще решать удаленно.

Самый очевидный способ заманить ИТ-специалиста в «удаленный» офис – предложить более высокую, чем у других, зарплату. Но можно попробовать разработать индивидуальный график, чтобы сотрудник мог регулировать свою занятость и экономить время на дорогу, тем более что почти половина опрошенных специалистов назвали гибкие часы работы в числе привлекательных факторов.

Для сохранения кадров треть работодателей готовы идти на значительные уступки, даже предоставлять дополнительные отгулы и выходные. Не загнанный в строгие рамки трудовой дисциплины сотрудник, вполне вероятно, будет приходить на работу с опозданием, но станет засиживаться до поздней ночи и при этом чувствовать себя абсолютно комфортно.

Руководство

Для ИТ-специалистов огромное значение имеют профессиональные качества лидера. ИТ-сообщество часто довольно обособленно, в нем царят свои правила, свой стиль общения, ярко выражена специфика интересов, и компетентный руководитель сможет стать действенным мотивационным фактором для людей.

У большинства специалистов есть свое мнение о том, как следует организовывать процессы, и, чтобы привлечь профессионала, нужно дать ему понять, что в компании приветствуются диалоги сотрудников с руководством, инициативность. Важно продемонстрировать настроенность на коллективную работу, показать, что каждый может участвовать в принятии решений.

У подчиненных должна быть и возможность высказать свои пожелания или претензии. Выявить проблемы помогают анонимные опросы или своеобразные «пресс-конференции», когда заранее устанавливают ящик для вопросов, а в определенный день проводят собрание и отвечают на все письма. Результаты подобных мероприятий дают компании возможность обсуждать возникшие сложности и корректировать стиль руководства – для того чтобы начальник оставался мотивационным фактором в глазах подчиненных.

Комфортный офис

Часто ИТ-специалисты погружаются в свои задачи с головой и им проще проработать 14-20 часов без перерыва, нежели растягивать проект на несколько дней. В такой ситуации важно, чтобы в офисе была возможность поесть и отдохнуть, поэтому нередко ИТ-компании организуют комнаты отдыха или просто ставят в кабинетах диваны.

Удобное рабочее пространство, созданное для действующих сотрудников и учитывающее их требования и пожелания, будет привлекательным и для новых людей. Угадать желания каждого поможет опыт компании Google, которая разработала критерии «идеального офиса», дав возможность составить его план самим сотрудникам.

Активный рынок требует гибкости со стороны работодателей. «Пока что необходимость адаптации и учета личности специалистов осознали лишь некоторые организации. Как показало наше исследование, только 44% компаний в прошлом году внесли коррективы в систему мотивации, причем не все они были положительными», – отмечает Шахов. Но если говорить об улучшениях, то обычно любые изменения и начинаются с флагманов отрасли, постепенно их опыт перенимают остальные.

Поделиться в сетях: