Главная | Пресс-центр | Публикации в СМИ | Деловая активность бизнесменов из Поднебесной на территории России усиливается
Публикации в СМИ

Деловая активность бизнесменов из Поднебесной на территории России усиливается

Катализатором роста числа обращений к рекрутерам со стороны китайских компаний стало удешевление стоимости рабочей силы в нашей стране из-за падения стоимости рубля относительно доллара, евро и юаня.

Высокая инвестиционная активность наших азиатских соседей отмечена на 12 территориях опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока. По оценке экспертов кадрового агентства Юнити, в данном регионе работодатели из Поднебесной уже составляют серьёзную конкуренцию отечественным, а в ряде случаев возникает соперничество за кандидатов между несколькими китайскими компаниями.

Динамика числа заявок от китайских компаний

По словам министра по развитию Дальневосточного региона Александра Галушки, на разных стадиях запуска находятся несколько промышленных предприятий с китайскими инвестициями: нефтеперерабатывающий завод, производство цементного клинкера1, переработка металлолома и использованных шин. В настоящее время обсуждается масштабный проект по переносу в регион китайских производственных мощностей в 12 направлениях экономики. Эксперты КА Юнити прогнозируют, что с его реализацией кадровый дефицит на Дальнем Востоке ощутимо возрастёт.

Интересы китайских инвесторов распространяются и на остальную территорию России. «Судя по географии и стратегии поиска сотрудников, китайские компании вскоре могут полностью занять ту нишу, которая ранее принадлежала европейским производителям, — комментирует Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства Юнити. — Речь идёт о поставках автомобилей, строительной техники, различных приборов, охранных систем, решений для хранения данных, термопластавтоматов, промышленных роботов и многого другого». Импорт — только первый этап, за ним ожидается создание производственных предприятий, так как оно экономически оправдано в текущих условиях: средняя заработная плата в долларах в РФ почти на 200 $ ниже, чем в Китае.

Кроме крупных промышленных корпораций, по прогнозу бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в Россию в ближайшие годы придут 150 тысяч средних и малых китайских компаний. Эксперты Юнити уверены, что их потребности в персонале, как и заявки провайдерам, продолжат соответственно возрастать. Ввозить сотрудников из Поднебесной не дадут квоты на иностранную рабочую силу, к тому же будет более рентабельно нанимать на месте и топов, и линейный персонал.

При запуске проектов в России первыми к рекрутерам обращаются китайские собственники бизнеса или инвесторы (как правило, банкиры) с заявками на подбор управленцев. В дальнейшем сотрудничество ведётся с российскими представительствами компаний, провайдеры помогают руководителям укомплектовать коллектив инженерно-техническими, административными кадрами. Однако работа с партнёрами из Китая имеет ряд особенностей и требует учёта восточного менталитета. В первую очередь они ждут высокую скорость отклика от соискателя и со своей стороны не затягивают с утверждением кандидата в должности. Быстрое принятие решений по кадровым вопросам является конкурентным преимуществом предпринимателей из Китая.

После ухода европейских вендоров квалифицированные ИТР2, менеджеры по продажам оказались на кадровом рынке, и китайские компании быстро сориентировались в ситуации. «В начале 2015 года из-за скакнувшего доллара крупнейшие дистрибьюторы в сфере ИТ, в продажах импортных товаров вынуждены были сократить более 20% персонала. В тот момент вендоры из Китая стали привлекательными работодателями и смогли сэкономить на зарплатах, — рассказывает Ольга Сапожникова, ведущий специалист по подбору персонала кадрового агентства Юнити. — Кандидаты были готовы переходить на худшие условия, например со 100 тыс. рублей фиксированного оклада без учёта процентов (до 200 тыс. рублей суммарно) на 80 тыс. рублей фиксированного оклада, что с процентом от объёма продаж составляло всего 120 тыс. рублей совокупного дохода».

Китайские компании сделали первый рывок во время кризиса, когда перекупили высвобождавшихся квалифицированных специалистов. Сложная ситуация в 2015 году у европейских производителей помогла побороть определённое недоверие российского персонала к бизнесменам из Китая. Сегодня производители из Поднебесной приходят с настроем изменить репутацию, сложившуюся в России. В частности, они трепетно относятся к вопросам качества своей продукции. «Например, если кандидат на собеседовании упоминает, что в продвижении продукта ставку будет делать на низкую цену, то получает немедленный отказ. Такой подход также повышает престиж китайских компаний как работодателей, так как и для ИТР, и для производственников, и для продавцов крайне важно представлять, разрабатывать и продвигать качественный товар», — добавляет Ольга Сапожникова.

Эксперты Юнити выделяют ещё одну общую особенность китайских бизнесменов, приходящих на российский рынок, — проактивность. Собственники ищут её в кандидатах на позиции как руководителей, так и специалистов. Однако умение максимально эффективно использовать время и способность показывать быстрый результат сейчас востребованы не только в китайских, но и в успешных российских компаниях. А значит, конкуренция за достойных соискателей, отвечающих этим критериям, будет только возрастать.


[1] Продукт, получаемый обжигом до спекания или плавления сырьевой смеси надлежащего состава и содержащий высокоосновные силикаты / высоко — или низкоосновные алюминаты кальция.

[2] Инженерно-технические работники.

Поделиться в сетях: